8 апреля 2020, 12:03
7667

Россияне тонут в бюрократии. Что такое суперсервисы и как они решат проблему

Большинство услуг от государства уже можно получить онлайн. При этом сервисы для их оказания только совершенствуются. В ближайшем будущем поступить в вуз можно будет сидя за ноутбуком. Вот какими будут госуслуги в Интернете.

Фото © ТАСС / Коньков Сергей

Читать на сайте Life.ru

Главная проблема при получении госуслуг — бюрократия. Вам нужно заполнить стопку бумаг и разнести их в несколько инстанций, а потом ждать результата. Решение проблемы — оказание услуг онлайн. В России подход к нему комплексный.

Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, сгруппированные по жизненным ситуациям. Здесь услуги предоставляются онлайн в сокращённые сроки. Это и станет решением проблемы.

Задача суперсервисов — избавить людей от бюрократии. Заполнение электронного заявления в них займёт не более десяти минут, затраты на оказание госуслуг снизятся — персонал сократят на 30%, многих чиновников уволят.

Фото © Pixabay

Суперсервис — это возможность получать сервис автоматически фактически без заявления и с минимум документов или даже без них, задача лишь — высказать своё желание, — говорит президент АНО "Умные города" Артём Ермолаев.

Как их разрабатывают и зачем они нужны

Минкомсвязи сформулировало 25 суперсервисов, которые охватывают основные жизненные ситуации граждан и бизнеса и не менее 90% их соприкосновений с государством. Они раскладываются примерно на 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня, а также негосударственные услуги, например банковские.

Пять первых суперсервисов:

  1. Рождение ребёнка
  2. Поступление в вуз онлайн
  3. Переезд в другой регион
  4. Утрата близкого человека
  5. Цифровое исполнительное производство

Фото © Pixabay

А вот список суперсервисов, утверждённых на заседании президиума в феврале 2019 года:

  • онлайн-сервисы по оформлению европротокола в автостраховании (куратор — Банк России);
  • цифровое исполнительное производство (ФСПП);
  • помощь при инвалидности (Минтруд);
  • трудовые отношения (Минтруд);
  • социальная поддержка (Минтруд);
  • пенсии (Минтруд);
  • трудовая миграция (Минтруд);
  • медицинские справки и документы (Минздрав);
  • регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства (МВД);
  • регистрационные и паспортные сервисы (МВД);
  • сервисы по уведомлению и обжалованию штрафов (МВД);
  • выделение земли под строительство (Росимущество);
  • правосудие (Судебный департамент при Верховном суде);
  • подача заявлений в правоохранительные органы (Генпрокуратура);
  • господдержка бизнеса (Минэкономики);
  • получение разрешений для бизнеса и его регистрации (нет куратора);
  • цифровое строительство (Минстрой);
  • поступление в вуз (Минобрнауки);
  • безбумажный сервис по перевозке пассажиров и грузов (Минтранс);
  • получение цифровых документов об образовании (Минпросвещения);
  • получение образования в РФ для иностранцев (Россотрудничество);
  • помощь при рождении ребёнка, утрате близкого человека и переезде в другой регион (Минкомсвязь).

Зачем они нужны

По словам президента АНО "Умные города" Артёма Ермолаева, государству важно развивать госуслуги по нескольким причинам:

  1. Оказание услуг в электронном виде в несколько раз дешевле (минимум в два-три раза), чем через МФЦ или в другой иной очной форме.
  2. Оказывая госуслуги в электронном виде, проще управлять инфраструктурой, которая их оказывает (видны узкие места, нагрузка, производительность и, главное — качество).
  3. Борьба с коррупцией.
  4. Возможность лучше понимать потребности населения и собирать больше данных по жителям для благих целей, а именно — лучше понимать потребности.

В процессе их разработки отбирались те услуги, с которыми наиболее часто сталкиваются миллионы граждан.

Фото © Pixabay

Как реализуют суперсервисы?

Минкомсвязи выделило три направления развития. По каждому направлению должно быть достигнуто три больших блока результатов.

Первое — это целевое состояние суперсервиса и обеспечивающих его бизнес-процессов. Второе — это технология, требования к информационным системам, которые обеспечат эти бизнес-процессы. Третье — регулирование: от изменения федеральных законов до новых административных регламентов. Все эти результаты должны быть готовы в июле, дальше уже начнётся реализация.