22 апреля 2020, 16:00
25356

Секретная война "Арматы". Зачем танк Т-14 отправили на боевые действия в Сирию

Боевое применение российской техники в Сирии — это добрая традиция, которая помогает разработчикам решать сразу несколько задач. Во-первых, реклама собственного продукта, во-вторых, в рамках таких испытаний сразу же "вскрываются" все недочёты и недоработки изделия.

Коллаж © LIFE. Фото © Muhammed Abdullah / Anadolu Agency via Getty Images, © ТАСС / Валерий Шарифулин

Читать на сайте Life.ru

Секретность — это нормально

Заявление министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, что танк Т-14 "Армата" перебросили на испытания в Сирию, повергло в шок всех любителей отечественной бронетехники. От этой машины, впервые показанной на Параде Победы в 2015 году, чего-то прорывного ждали все эти годы, однако по разным причинам машина длительное время не покидала пределы России. Причин для этого, если быть до конца откровенными, хватало. Во-первых, секретность. Ничего похожего за рубежом с бронетехникой никто не делал, поэтому любой "засвет" машины в реальных боевых действиях мог создать вокруг проекта "Армата" нездоровый ажиотаж. Во-вторых, безопасность. В 9 из 10 случаев боевого применения танков Т-90 в Сирии всё шло по плану. Однако даже при такой эффективности и надёжности сирийская армия в ходе боевых действий потеряла как минимум два танка Т-90, которые российские специалисты ранее передавали местным военным.

Позднее эти машины оказались в руках боевиков, и в настоящий момент судьба танков Т-90, захваченных противником, неизвестна. Подобного провала с танками Т-14 допускать было нельзя, и отчасти именно по этой причине ни Минобороны, ни кто-нибудь ещё не сообщал о переброске уникальной техники в Сирию. Всё, что касается перспективных машин войны, находится под завесой секретности. Боевая машина поддержки танков (БМПТ "Терминатор"), беспилотники "Орион", истребители Су-57, новейшие крылатые ракеты — об испытаниях этого оружия мир узнал лишь через полгода-год, когда министр обороны Сергей Шойгу сам счёл нужным рассказать о боевом применении этой техники в Сирии.

Танк, которого нет

Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов

Относительно танка Т-14 в Сирии сработала та же самая стратегия. Максимально коротко и информативно она звучит так: зачем проводить бесконечные полигонные испытания, когда можно пару раз бросить технику в бой. И тут на справедливые замечания теоретиков заговора хочется возразить, что воссоздать все условия реальной войны на полигоне нельзя. У любых производителей оружия — и у нас, и за рубежом — есть склонность думать о своих изделиях сильно лучше, чем есть на самом деле. В этом смысле проверка боем — это своеобразный тест на выживаемость. Сможет — хорошо. Не сможет — будем разговаривать.

Однако сам танк Т-14 в Сирии никто не видел. Точно так же было и с танком Т-90, который, вопреки ожиданиям, внезапно привезли в страну верхом на "сирийском экспрессе" в количестве сразу нескольких десятков единиц. Правда, отличия секретных испытаний Т-14 в Сирии от Т-90 в том, что активность боевых действий сейчас и тогда, пару лет назад, совершенно разная. Если Т-90 работал в составе "пожарных команд", которые бросали на самые опасные участки фронта, то танк Т-14 — это инструмент для аккуратной хирургии, точечных и скрытных выстрелов, и именно по этой причине об успехах или неудачах ничего не говорят ни военные, ни завод-производитель.

О том, на что действительно способны уже принятые на вооружение российские танки и перспективные машины, мы писали в одном из наших предыдущих материалов.

Источники Лайфа в ОПК отмечают, что за время сирийской кампании УВЗ внёс не менее 150 технологических изменений в уже существующие и перспективные танки. Все решения, как поясняют источники, были внесены либо на ремонтных заводах в Сирии местными специалистами, либо проводились с помощью российских инженеров. "Армата" в этом смысле не стала исключением: в серийной машине может измениться оптико-локационный комплекс, чувствительность системы обнаружения подлетающих снарядов, а также двигатель. Подробностей специалисты раскрывать не стали, отметив лишь, что "любая война вносит коррективы в конструкцию и двигатель дорабатывают в первую очередь".

Время ещё не пришло

Инженер Андрей Кириленко, работавший над созданием танка Т-72 "Урал", отметил, что ничего удивительного в таком подходе нет — с любой перспективной техникой происходит нечто подобное.

Давайте мы всё-таки не будем забывать, что семейство этой бронетехники ещё под грифом секретности находится. И даже несмотря на то, что про эти машины даже фильм успели снять, это первая опытно-промышленная партия, и почти ничего общего с серийными машинами эти танки не имеют. Я не исключаю даже, что на испытания в Сирии отправилась совершенно другая машина. Она, может быть, внешне и похожа на Т-14, но внутри это может быть совершенно другой танк

Давайте мы всё-таки не будем забывать, что семейство этой бронетехники ещё под грифом секретности находится. И даже несмотря на то, что про эти машины даже фильм успели снять, это первая опытно-промышленная партия, и почти ничего общего с серийными машинами эти танки не имеют. Я не исключаю даже, что на испытания в Сирии отправилась совершенно другая машина. Она, может быть, внешне и похожа на Т-14, но внутри это может быть совершенно другой танк

Андрей Кириленко

инженер, один из разработчиков танков Т-72

Нужно отметить, что полный испытательный цикл в России семейство бронетехники "Армата", в которое входит не только танк, но и тяжёлая боевая машина пехоты, уже прошло. Первая опытно-промышленная партия поступила в войска — часть машин отправили на службу в Западный военный округ, часть — в Южный военный округ. Однако на этом история с ближайшими успехами танков "Армата" заканчивается. Дело в том, что машина появилась на свет слишком рано, и для неё нет ни поля боя, ни конкурентов.

Слишком дорого?

Перспективные разработки не могут стоить дёшево. Т-14 "Армата" не должен был стать исключением, однако первые расчёты показали, всё будет не так, как это происходит обычно. Ещё несколько лет назад в ряде СМИ указывалась вероятная цена одного танка в серийном производстве — 250 миллионов рублей. С одной стороны, это очень дорого, но с другой, цена обычного танка Т-90 с модифицированной электроникой и доработанным вооружением — 220 миллионов рублей. 30 миллионов за перспективную конструкцию — это не так уж и дорого.

Однако покупать новые машины в товарных количествах в ближайшие пять лет военные не будут сразу по нескольким причинам. Главная причина — в резкой смене всех танков Т-72Б3 и Т-90, которые находятся в российской армии, нет никакого смысла. Почему? Потому что в данный момент на планете Земля не существует противника, против которого требуется применение настолько высокотехнологичной техники. Здесь, конечно, может вспомниться история про ракеты "Калибр", вертолёты Ми-28Н и Ка-52, которые тоже представляют из себя высокотехнологичное оружие, но тем не менее применяются в Сирии на регулярной основе.

Однако с помощью этой техники пополняются доходы российского бюджета. К 2024 году благодаря экспортной военной технике Россия может увеличить доходы от торговли оружием до 20 миллиардов долларов. "Армата" российской оборонке денег в обозримом будущем не принесёт. Просто потому, что над технологией создания перспективной техники работали столько времени, что окупить её может только крупный государственный оборонный заказ, которого ещё нет.

Фото © ТАСС / EPA / MAXIM SHIPENKOV

Независимый военный эксперт Алексей Хлопотов, один из ведущих специалистов по отечественной бронетехнике в России, пояснил, что фактически потребности в таких машинах, как Т-14, в России сейчас нет.

Т-72Б3М и Т-90М сейчас перекрывают потребности армии. Но это не значит, что эти потребности не появятся в будущем. Для того чтобы быть готовым к производству, новые машины нужно катать, дорабатывать. А значит — выпускать. Сначала нужно исполнить уже существующий контракт в 2021–2022 году, дальше будет видно. Пока можно говорить о том, что армия не испытывает восторгов от танков "Армата" и, соответственно, не форсирует доработку и не говорит о закупках

Т-72Б3М и Т-90М сейчас перекрывают потребности армии. Но это не значит, что эти потребности не появятся в будущем. Для того чтобы быть готовым к производству, новые машины нужно катать, дорабатывать. А значит — выпускать. Сначала нужно исполнить уже существующий контракт в 2021–2022 году, дальше будет видно. Пока можно говорить о том, что армия не испытывает восторгов от танков "Армата" и, соответственно, не форсирует доработку и не говорит о закупках

Алексей Хлопотов

независимый военный эксперт

Зарубежных конкурентов, с которыми "Армата" может потягаться на относительно равных условиях, тоже пока нет. Принципиально новых машин не создали (хоть и обещали) немцы, французы, американцы. Никто из зарубежных конкурентов "Арматы" не может считаться танком нового поколения, а некоторые (например, М1 "Абрамс") и вовсе представляют из себя вымирающий вид. Это наталкивает на мысль, что ещё три года — а при общей динамике военных конфликтов и все пять лет — "Армата" будет в вегетативном состоянии, находясь где-то между производственной линией и военными. Продавать на экспорт эту машину начнут не раньше, чем через десять лет, а это значит, что окупаться разработка нового танка начнёт ещё не скоро.