Утиные истории в НХЛ. Как Disney слепила самую "крякнутую" команду из детского кино
Кино и спорт слились воедино в Анахайме
Фото © Imdb.com
Команда "Анахайм Дакс" — одна из самых узнаваемых в НХЛ. Даже если вы не увлекаетесь хоккеем, вы наверняка что-то слышали о "могучих утках" или хотя бы видели знаменитый логотип. Но откуда у вас эти знания? Всё дело в том, что "Дакс" — это не только спортивная команда, а целое поп-культурное явление, за которым стоит Disney.
Детское кино про "утят" на льду
В 1992 году компания Уолта Диснея выпустила детский фильм "Могучие утята" (англ. — The Mighty Ducks). Сюжет был простой и где-то даже наивный: успешный адвокат, который в молодости играл в хоккей, получает 500 часов общественных работ в качестве штрафа за вождение в нетрезвом виде. Отбывать наказание он должен, тренируя худшую детскую команду в истории, где игроки даже по шайбе не всегда попадают. Дальше всё по-голливудски: тренер-адвокат из законченного эгоиста превращается в гениального наставника-мотиватора, а юные неумехи — в хоккейных мастеров. "Могучие утята" становятся чемпионами, все вокруг крякают от счастья.
История кажется банальной, но в начале девяностых эта тема не была такой заезженной, как сейчас. Теперь её суют везде и всюду. Даже Данила Козловский в своём режиссёрском дебюте "Тренер" не удержался, поменяв разве что хоккейные корты на футбольные стадионы.
"Могучие утята" не задумывались франшизой на века. Это был камерный фильм по сценарию безработного писателя из Лос-Анджелеса. Скрипт, набранный на компьютере в съёмной квартире, долго лежал без дела, пока диснеевцы не увидели в нём потенциал. Больших бюджетов на картину не выделяли — всего-то скромные для такой корпорации десять миллионов долларов — и лишь одна звезда в касте — Эмилио Эстевес из культового фильма "Клуб "Завтрак". Однако "Утки" выстрелили, собрав внушительный 51 миллион в домашнем прокате. "Запах женщины" с Аль Пачино, вышедший в том же 1992 году, собрал, например, 63 миллиона при бюджете в 31.
Но главное достижение "Утят" было не в деньгах. Обаятельная команда с ярким названием, броским логотипом и красивой формой настолько полюбилась американцам, что быстро стала национальным достоянием. Несколько поколений американских подростков до дыр засматривали хоккейно-утиную историю. Одним из них был Коннор Макдэвид — 23-летний капитан "Эдмонтона" и главная звезда нынешней НХЛ. В одном из интервью по случаю юбилея фильма он признался, что он и его друзья буквально выросли на этом кино.
С экранов — на реальный лёд
Обычно на голливудских "фабриках" действует схема: если фильм получился удачным, стоит задуматься о продолжении. Но в случае с "Майти дакс" всё получилось масштабнее. Когда сиквел "Утят" был уже в разработке, боссам Disney пришла идея: а почему бы не перенести хоккейную команду с экрана в реальную жизнь? Студия решила создать свою собственную команду НХЛ, лига была не против. Вопрос был только в том, где?
Выбор пал на Анахайм по двум причинам. Во-первых, в калифорнийском городе (45 км от Лос-Анджелеса) пустует новый стадион за 123 миллиона долларов. Во-вторых, в бывшей деревне апельсиновых рощ в 1955 году был открыт первый в мире Диснейленд, то есть для компании это была не просто своя территория, а настоящий дом. А вот по поводу бренда будущей команды никаких вопросов не было: у экранных "Уток" к тому моменту была уже такая фанбаза, которой позавидовали бы реальные клубы НХЛ.
Современная команда "Анахайм Дакс" в Диснейленде Анахайма. Фото © Disneyparks.disney.go.com
Логотип из фильма немного доработали, и он сразу стал классикой: хоккейная маска в стиле Джейсона из "Пятницы, 13-е" и перекрещённые позади клюшки отсылали к пиратскому флагу и наводили страх на соперников. Утиная тематика была вплетена очень стильно и оригинально: хоккейная маска завершалась клювом могучего селезня.
Все без ума от уток
Фильм "Могучие утята" вышел на экраны в сентябре 1992 года, а всего через год команда "Майти Дакс оф Анахайм" дебютировала в НХЛ. Disney постаралась, чтобы старт получился с голливудским размахом. Перед первым матчем команды в октябре 1993 года на арене в Анахайме закатили грандиозное шоу, на которое угрохали почти полмиллиона долларов — 16-ю часть всего бюджета команды. Получилось дико мощно: красавицы-фигуристки, спускающийся с неба маскот-селезень и появляющиеся из дыма хоккеисты вновь образованного клуба.
Затраты начали отбиваться мгновенно. "Могучие утки" превратились в индустрию: болельщики по всему миру скупали их свитера, которые признавали самыми модными в мировом спорте. Просто представьте: НХЛ к тому моменту существовала уже 76 лет, а тут пришли какие-то диснеевские "утки" и с ходу забрали 80% продаж клубной атрибутики всех клубов лиги, только на одних джерси заработав порядка миллиарда долларов.
Disney даже не планировала униматься. В 1994 и 1996 годах вышли вторая и третья части фильма, которые по коммерческому успеху даже превзошли оригинал. Интеграция реальности и кино была тотальной: в сиквелах использовалась уже реальная форма клуба НХЛ. В 1996 году вышел ещё и мультсериал об утках-супергероях, которые играют в хоккей. Уточнять, в какой форме и на какой арене, очевидно, не нужно.
Утки и так были в фаворе у Disney, ведь легендарные "Утиные истории" появились аж в 1987 году. Но с появлением "Могучих уток Анахайма" медиакорпорация пережила новый всплеск популярности пернатых. Диснейленд, само собой, поскорее оснастили тематическими аттракционами. Прикоснуться к такому волшебному и одновременно такому реальному миру "Могучих утят" хотели все.
Проблемы на льду
Несмотря на то что утиный бренд был одним из самых узнаваемых в мире, дела у хоккейного клуба шли, мягко говоря, неважно. В первые три сезона "Утки" даже не смогли выйти в плей-офф, хотя к тому моменту в распоряжении главного тренера была суперсвязка форвардов Пол Кария — Теему Селянне, каждый из которых уже тогда выбивал по сотне очков за сезон.
Многолетний капитан "Дакс" Пол Кария в легендарном свитере. Фото © Thehockeywriters.com
"Могучие Утки" наконец-то раскачались только к 2003 году, остановившись тогда в шаге от завоевания Кубка Стэнли. Но даже этот локальный успех не мог остановить неизбежное. Когда прошла стартовая эйфория от голливудской истории, случившейся в реальной жизни, болельщики "Анахайма" ждали от своей команды успехов и на льду. Однако "Утки" за первые десять лет существования так и не смогли выйти из тени своих экранных прототипов. Болельщики ходили на матчи всё реже, атрибутика продавалась всё хуже, и в конце концов Disney признала команду НХЛ убыточным для себя проектом.
Сезон 2004/2005 не проводился из-за забастовки профсоюза хоккеистов. А уже в следующем команда решила частично избавиться от наследия компании Уолта Диснея. "Майти Дакс оф Анахайм" превратились просто в "Анахайм Дакс" и отказались от утки на логотипе, ограничившись буквой D в виде перепончатой лапы.
Как оказалось, ребрендинг пошёл "Уткам" только на пользу: в сезоне 2006/2007 хоккеисты из Анахайма наконец-то исполнили мечту миллионов болельщиков и выиграли главный приз НХЛ — Кубок Стэнли.
Наследие Disney
После отказа от исторических названия и логотипа клуб "Анахайм Дакс" стал успешнее. Помимо завоевания Кубка Стэнли, в активе калифорнийцев есть ещё и шесть побед в своём дивизионе, хотя до ребрендинга команде ни разу не удавалось стать лучшей. О былых временах теперь напоминает только ретроформа, в которой хоккеисты "Уток" иногда выходят на лёд.
И актёры оригинального фильма, которые периодически приходят поболеть за команду из Анахайма.
Русский след в утиной истории
"Анахайму" в этом году исполнится 27 лет, однако россиян в его истории не наберётся даже столько. Сейчас "Дакс" небезосновательно называют самым русофобским клубом НХЛ, потому что руководство не желает иметь ничего общего с российскими игроками. Всё дело в неудачном опыте, который был у "Уток". В последнее время россиян в клуб и вовсе не зовут, но несколько золотых страниц в истории "Уток" наши спортсмены всё же написали.
Самым успешным россиянином в "Анахайме" стал вратарь Илья Брызгалов. В 2007 году он взял с командой Кубок Стэнли, хотя и не считался основным голкипером. Брызгалов вовремя подменял Жана-Себастьяна Жигера, проведя концовку регулярного чемпионата и несколько игр в плей-офф. Да, всего 77 матчей за восемь сезонов, но зато процент отражённых бросков переваливает за 90, а главное — трофей в активе.
Брызгалов в "Анахайме" в 2006 году. Фото © ТАСС / Виталий Белоусов
Защитник Олег Твердовский начал играть за "Майти Дакс" чуть ли не с самого основания команды. Несколько лет он был самым результативным защитником команды и по сей день остаётся главным бомбардиром в истории "Дакс" среди россиян. "Утки" выбрали Олега в 1994 году на драфте под вторым номером и верили, что он станет легендой клуба. Однако, несмотря на успешную игру за "Анахайм", Твердовский запомнился другим: именно благодаря его обмену в клубе появился Теему Селянне — главная икона утиной франшизы. За свою карьеру Твердовский дважды выигрывал Кубок Стэнли, но с "Анахаймом" ни разу. Причём в 2003 году россиянин выступал за "Нью-Джерси Девилз", который в финале уделал как раз "Уток".
Пять сезонов за "Анахайм" играл вратарь Михаил Шталенков, шесть — защитник Виталий Вишневский, и даже легендарный Сергей Фёдоров залетал к "Уткам" на сезон. Попытку сделать ставку на российского игрока "Дакс" предприняли в 2002 году, выбрав на драфте Станислава Чистова. Но он не только не оправдал надежд клуба, а ещё и посеял огромное зерно сомнений в отношении российских хоккеистов в Калифорнии. И после Брызгалова их в клубе практически и не было: случались лишь редкие драфты и обмены, но шансов русским уже никто не давал. Когда в 2018 году зашёл разговор о возвращении Ковальчука в НХЛ и многие клубы проявляли интерес, было понятно лишь одно: в Анахайме его не будет.