Синдром Ефремова. На российских машинах появятся "алкогольные" замки
Установку новых систем контроля за состоянием водителей, скорее всего, будут оплачивать они сами.
Чтоб было как у них
Уже до конца года Минпромторг планирует разработать концепцию массового внедрения автомобильных алкозамков. Эти устройства блокируют зажигание при выявлении алкоголя в выдохе и не дают водителю начать поездку. С учётом того что "пьяные" ДТП происходят всё чаще, а количество жертв в таких авариях нередко больше пяти человек, инициатива выглядит рациональной. Как сообщает "Ъ", Минпромторг "простимулирует" автопроизводителей устанавливать приборы в машины ещё на заводе. Подобный опыт широко внедряется в развитых странах мира: в США алкозамки в автомобилях широко применяются на большинстве новых автомобилей с 1985 года, однако в Америке принудительной установкой таких устройств никто не занимается.
Суть применения алкогольных замков в США сводится к тому же, для чего нужны электронные браслеты для подсудимых, помещённых под домашний арест, — контролировать и предотвращать. Если водителя лишили прав за вождение в нетрезвом виде, то суд может обязать его не только регулярно сдавать анализы, но и оплатить установку алкогольного замка в автомобиль. Стоит такая услуга в США недёшево — от 800 до 1500 долларов. В скандинавских странах, где большая часть производителей всегда ратует за безопасность, инициатива повсеместного внедрения тоже не прижилась. Страны Северной Европы — Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания — ограничились лишь установкой таких замков в общественном транспорте и внутри строительной техники, а также внутри прокатных автомобилей.
Единственная сложность состоит в том, что кроме монтажа системы собственники транспорта теперь вынуждены платить и абонентскую плату — примерно 170 евро в месяц. Эти расходы включают в себя техническую поддержку, обслуживание и сервисный ремонт, если датчик внезапно выйдет из строя.
Пьянству бой
Фото © ТАСС / Роман Канащук
В 2019 году по вине пьяных водителей произошло порядка 15 тысяч ДТП, в которых погибло около четырёх тысяч человек. Последнее резонансное ДТП с пьяным водителем произошло в Москве. Актёр Михаил Ефремов в состоянии сильного алкогольного опьянения за рулём внедорожника протаранил встречный легковой автомобиль. 57-летний водитель фургона доставки Сергей Захаров умер в реанимации института имени Склифосовского. С 2022 года алкогольные замки должны стать обязательными к установке на все автомобили, произведённые в странах Евросоюза. Теоретически это должно снизить количество случаев нетрезвого вождения, однако юристы и эксперты полагают, что любители пригубить спиртного всё равно найдут способ обойти работу устройства.
Влияние устройств на безопасность транспортных средств будет проверять ведущий институт страны. В НАМИ, где не только производят автомобили для первых лиц страны, но и выдают сертификаты на все машины, продаваемые в России, должны оценить надёжность устройства и исключить ситуации, при которых алкозамок будет блокировать двигатель на ходу. Эксперт по системам безопасности и контурам биометрического контроля Владимир Степанов пояснил, что, даже не углубляясь в конструкцию устройства, можно понять: защиту от пьяницы можно обойти.
Сажаете в салон автомобиля трезвого водителя, он запускает двигатель, а дальше подвыпивший или сильно пьяный водитель берёт управление и едет по своим делам, попутно убивая кого-нибудь в ДТП. Поскольку система блокирования двигателя и электрических цепей автомобиля на ходу с точки зрения безопасности ещё хуже, то непонятно, как алкозамок будет работать в России. В скандинавских странах и в США, да и вообще везде, где такие приборы есть, устройства обманывают и делают это регулярно
Эксперты и представители автомобильного бизнеса высказывают обратное мнение. По словам представителей ГК "АвтоСпецЦентр", обмануть алкозамок с помощью друзей или случайных прохожих не удастся, так как во время движения автомобиля система потребует провести повторный тест через промежуток времени, выбранный хаотично.
Кроме того, если автомобилист решит запустить двигатель в обход системы тестирования, то память блока управления сохранит все случаи несанкционированного движения и передаст в контрольно-сервисный центр. Там при помощи программного обеспечения "Алковизор", которое считывает, обрабатывает и анализирует присланные данные, нарушение будет зафиксировано
Попытка не пытка
Попытки повторить зарубежный опыт с установкой алкозамков в России предпринимались неоднократно, но дальше пилотных проектов и предложений в виде изменений в КоАП дело не дошло. Большая вероятность ошибки в работе системы не единственная проблема, связанная с алкозамками для автомобилей, но одна из самых серьёзных. Технический директор компании по производству систем безопасности Денис Казаков отмечает, что в случае с автомобилем на срабатывание системы влияет слишком много факторов.
Всё зависит от того, с какой чувствительностью работает система. Даже современные алкотестеры-анализаторы грешат ложными срабатываниями из-за массы факторов. Парфюм, антисептики, даже спиртовые влажные салфетки, которыми водитель протирает панель или руки — всё это влияет на работу датчика. Если водитель не один в салоне или водитель трезвый, а пассажир нет, то машина тоже может отказаться от запуска
Кто заплатит за порядок?
Адвокат Вадим Бортников отмечает, что инициатива Минпромторга выглядит здравой, однако повсеместное внедрение алкозамков — мера слишком масштабная и её реализацию могут не поддержать обычные водители.
Практика судопроизводства по таким делам на Западе показывает, что к ограничительным мерам нужно прибегать в тот момент, когда человек уже совершил проступок. Попался пьяным или сбил кого-нибудь. Тогда его не только ограничивают в передвижениях, но и лишают возможности использовать автомобиль полноценно. Кроме того, вместе с этим водителя часто заставляют лечиться от алкоголизма и ходить к психологу. Остальные водители на Западе часто садятся за руль с незначительным содержанием алкоголя в крови и ездят без аварий. И с точки зрения законности они ничего не нарушают, потому что либо не попадаются, либо уровень алкоголя в их крови ниже установленного законом уровня
Наконец, последняя, но не менее важная проблема — стоимость алкозамков. Цены на автомобильные алкокалибраторы как отечественного, так и зарубежного производства начинаются примерно с 25 тысяч рублей. Приличный и современный алкозамок-блокиратор обойдётся примерно в 120–140 тысяч рублей без учёта стоимости монтажа. Руководитель компании-поставщика электронных блоков для автомобилей и грузовой техники "Регион-электроник" Роман Кравчук отмечает, что в случае отказа правительства от субсидий за установку таких блоков в России упадёт спрос на все виды транспорта.
Любое подорожание транспорта на рынке воспринимается крайне болезненно. Алкозамки на каждую машину — это удорожание стоимости примерно на десять процентов. Потребительский интерес к новым автомобилям на фоне пандемии сильно упал, и если новые правила производства автомобилей с алкозамками в базовой комплектации утвердят, то продажи автомобилей обрушатся
Юристы отмечают, что введение алкозамков в состав базовой комплектации каждого автомобиля может спровоцировать не только кризис в автомобильной промышленности, но и лавину судебных исков, связанных с работой алкозамков в автомобилях. Специалисты в области права полагают, что для нормальной работы алкозамков в России придётся дорабатывать не только саму технологию, но и нормативно-правовую базу. Возможно, придётся пересмотреть даже допустимый уровень содержания алкоголя в крови.