"Альфа-банк" взял клиентов за красные носки". Журналист Александра Баязитова раскрывает, в чём обманул клиентов банк Фридмана
Клиенты "Альфа-банка" массово пожаловались на списание 6000 рублей за обслуживание карт. В ответ банк пообещал разобраться, но намекнул, что деньги вернут не всем. В чём обманул банк, который рекламировал, что честным быть выгодно.
Видео © LIFE
Пострадали преимущественно те, кто пользовался продуктом "карта Alfa Miles". Дело в том, что с 1 ноября 2020 г. вместе с новым порядком обслуживания клиентов "Альфа-банк" ввёл новые тарифы за обслуживание карт, и это привело к массовому списанию с каждого держателя Alfa Miles около 6000 руб. Стоит напомнить, что ранее копить мили по такой карте можно было или за 599 рублей в год, либо совсем бесплатно, если услугу Alfa Miles пользователь получал в рамках "пакета услуг". Поэтому минус 6 тыс. рублей для милевых клиентов "Альфы" стало очень неприятным сюрпризом.
Честным быть сложно
Сотрудники банка к возмущениям клиентов были готовы заранее. На претензии по поводу списаний специалисты поддержки и менеджеры отделений отвечают заученно: мол, программа Alfa Miles закончена в 2018 году, а вместо неё банк предлагал всем Alfa Travel с более выгодными условиями. Если клиент не получал уведомления или как-то пропустил его в потоке общего спама, то это не проблема банка. И действительно, согласно п. 2.7 договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО "Альфа-банк" банк обязан опубликовать новую редакцию договора либо изменения и (или) дополнения, внесённые в договор, на официальном сайте банка в сети Интернет по адресу www.alfabank.ru и разместить в отделениях банка не менее чем за 2 (два) календарных дня до даты введения редакции в действие, то же самое касается и новых тарифов. То есть с формальной точки зрения банк имел право на такие списания, ведь клиент при получении карты подписал договор, в котором выразил согласие и с тарифами, и с порядком обслуживания.
Фото © ТАСС / Кухмарь Кирилл
Сложно предположить, что в "Альфе" не ожидали потока негатива по поводу списаний, тем более что мониторинг карт в этом кредитном учреждении налажен очень хорошо. Именно поэтому 2 ноября от банка последовало сообщение, что, мол, проблему можно будет решить через компании, в которых у клиентов их зарплатные проекты. Это будет в рамках отдельных договорённостей, поэтому сроки возврата не называются. А тем, кто обслуживается "вне корпоратива", придётся делать личное обращение на закрытие Alfa Miles, и тогда банк посмотрит, что можно сделать. Скорее всего, взамен предложат открыть новую карту: мильную Alfa Travel или другую карту от "Альфа-банка". Тем, кто больше не хочет быть "альфа"-клиентом, возврат средств не гарантирован.
Деньги из ничего
У многих возникает вопрос: а зачем это всё "Альфе"? Однозначного ответа тут нет. Однако следует понимать, что в банковском бизнесе самые "сладкие деньги" — это те, которые можно получить бесплатно и "прокрутить", то есть дать в долг под проценты другим участникам рынка. И тогда всё встаёт на свои места.
На конец 2019 г. в "Альфа-банке" обслуживалось более 5,7 млн физических лиц. Сколько из них внезапно заплатили "комиссию за обслуживание" в 6000 руб., неизвестно, но в любом случае эти деньги "Альфа" одномоментно перевёл на свои счета для своих текущих нужд. Пока кому-то из клиентов – физических лиц удастся вернуть себе некую сумму, банк уже успеет прилично заработать. При этом у "Альфы" не возникает никаких кредитных рисков и отвлечённых средств акционеров. А репутация — это на современном банковском рынке России категория, не измеряемая в миллионах.
Зарплатные проекты всё равно удержат большинство клиентов на счетах "Альфа-банка". А через полгода про возникшую ситуацию уже все забудут, тем более что кое-кому, возможно, что-то и вернут. Само собой, о всей "операции" будут помнить банкиры из "Альфа-банка", которые получат бонусы за то, что умеют делать деньги из ничего.