Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Уведомления отключены

Закон против Apple вступит в силу в 2021 году. Что изменится и исчезнут ли iPhone?

6 декабря 2020, 21:40
19540

Фото © Shutterstock

<p>Фото © Shutterstock</p>

Правительство России обязует производителей устройств предустанавливать российские приложения на локальном рынке. Закон может сыграть против Apple — по словам представителей компании, это технически невозможно, потому что iOS — закрытая система и по умолчанию там стоит только фирменный софт. Что будет со смартфонами, телевизорами и компьютерами, как поступит Apple — в материале Лайфа.

Правительство России определилось с правилами насчёт обязательного программного обеспечения для смартфонов и других устройств в России. Они вступят в силу с 1 января 2021 года.

В соответствии с принятым законом на все произведённые после Нового года и продаваемые в России смартфоны и планшеты должно быть установлено 16 приложений российской разработки.

Фото © ТАСС / Савостьянов Сергей

Фото © ТАСС / Савостьянов Сергей

Помимо этого, изменения будут внесены и в другие устройства. Для компьютеров обязательна установка трёх приложений, для телевизоров с поддержкой Smart TV — четырёх.

Пока определены лишь категории обязательных приложений, какой конкретно софт будет обязателен для предустановки, неизвестно. Минцифры составит перечень таких приложений на основе поданных разработчиками заявок. По данным ведомства, ему уже поступили заявки от разработчиков браузеров, поисковиков, онлайн-карт и навигаторов, облачных хранилищ, клиентов электронной почты, мессенджеров, голосовых помощников, новостных агрегаторов, приложений для доступа к онлайн-трансляциям и приложений других категорий. Заявки принимаются до 1 декабря, до 15 декабря Минцифры направит рекомендации по перечню программ в правительство.

В чём смысл законопроекта?

Законопроект был принят в декабре 2019 года. Согласно ему в закон "О защите прав потребителей" были внесены поправки. По задумке авторов инициативы новый закон должен обеспечить российским IT-компаниям возможность для продвижения их продукции и технологий.

Закон предусматривает предустановку сервисов и программ только по тем категориям, где у российских производителей есть аналог иностранному со схожими возможностями и сопоставимым качеством. Многие отечественные сервисы и программы более удобны для российской аудитории.

Почему это "закон против Apple"?

После того как Госдума в третьем и окончательном чтении приняла поправки, ассоциация РАТЭК направила письмо президенту Владимиру Путину. В её состав входят Google, Apple, Samsung, Intel, Dell, "М.Видео" и многие другие компании. В письме говорилось, что закон негативно отразится на развитии индустрии и приведёт к монополизации в сфере разработки приложений.

Лайф разговаривал с брендами смартфонов насчёт этой инициативы. Samsung, Vivo и Xiaomi не выступают против неё и готовы к сотрудничеству. Другие вендоры не прокомментировали изменения.

Apple в принципе не может выполнить новое предписание. Операционная система iOS закрытая, и возможность предустановки софта от сторонних разработчиков в ней не предусмотрена. Какая участь ждёт Apple в России, когда закон о предустановке приложений будет принят, неизвестно. Есть версия, что iPhone перестанут официально продаваться в нашей стране.

Американская компания объясняться тоже не спешит. Начиная с января прошлого года за Apple было замечено два действия в отношении законопроекта. Первое — купертиновцы направили отрицательный отзыв в ФАС. Второе — летом, когда к обсуждению инициативы присоединилась Минкомсвязь, Apple сообщила, что ей придётся пересмотреть свою бизнес-модель.

Apple предустанавливала российские приложения. Что мешает сделать это снова?

Аналитики и эксперты говорят, что в Купертино не могут предустанавливать приложения сторонних разработчиков на iPhone и iPad. Apple сравнивает процесс с джейлбрейком — взломом устройства для внесения изменений в файловой системе. Но при этом были случаи, когда компания устанавливала сторонние приложения.

На iOS 5 была иконка "Твиттера", до iOS 6 iPhone шли с предустановленными Google-картами и YouTube. Позже отношения Apple и Google обострились — и эти программы исчезли, их нужно было скачивать из App Store.

Более того, в iPhone предустанавливали российское приложение "Яндекс.Карты", а в iOS 7 предустанавливался поисковик "Яндекса". И это приложение продвигалось на российском рынке как альтернатива фирменным картам Apple.

Если поискать какой-нибудь объект на картах Apple, то в детальной информации об объекте могла появиться кнопка More Info on Yandex, а по нажатию на неё открывалось приложение Yandex.Maps и загружалась информация об объекте. Видимо, это применялось для большей точности, Apple Maps — один из самых проблемных продуктов компании.

Список предустановленных приложений до сих пор меняется в Китае. Там для ручного поиска и работы с Siri загружен местный поисковик Baidu.

Как продукция Apple адаптируется под конкретные рынки?

Даже на аппаратном уровне Apple адаптирует iPhone под разные рынки. В смартфоны для Японии, например, вшивается специальный датчик NFC-F, потому что смарт-карты, в частности транспортные, там только этого стандарта. iPhone с двумя SIM-картами продаётся исключительно в Китае.

В Россию также приезжали программно изменённые смартфоны. В iPhone 11, 11 Pro и 11 Pro Max на программном уровне отключён чип U1, который позволяет отслеживать девайс с точностью до 5 см. Аналогичные ограничения есть и на Apple Watch. Функция ЭКГ официально стала доступна по всему миру лишь в этом году, ранее она была активна лишь на американском рынке. В 2020 году с обновлением iOS 13.6 Apple включила FaceTime в Объединённых Арабских Эмиратах. Ранее местные правила полностью блокировали использование мессенджера в стране. Однако в 2018 году Apple начала переговоры о снятии многолетнего запрета и пришла к успеху.

Видимо, наличие российских приложений зависит лишь от желания Apple сотрудничать с Россией. Судя по действиям, она не считает Россию важным рынком — iPhone выходят, как правило, во второй волне, если релиз разбивается на две даты в разных странах. Тем не менее рынок — один из крупнейших, а компания стремится увеличить прибыль в каждом квартальном отчёте. Вряд ли она откажется от России, если посмотреть на отношения с другими странами.

Авторы

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1