27 ноября 2020, 17:17
12750

Полёт на три буквы. Накажут ли пилотов "Победы" за эротику в небе

По закону за такое хулиганство нельзя наказать ни пилотов, ни диспетчеров, но в произошедшем теперь будут разбираться компетентные органы.

Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / EPA / MAXIM SHIPENKOV, © ТАСС / Станислав Красильников

Читать на сайте Life.ru

Фигуры особого пилотажа

11 ноября во время рейса из Москвы в Екатеринбург самолёт авиакомпании "Победа" совершил необычный манёвр, который на трекер-сайте воздушных судов некоторые пользователи восприняли как рисунок мужского полового органа. Представители "Победы" позднее заявили, что контур в небе над Башкортостаном мог стать неофициальным символом поддержки футболиста "Зенита" и сборной России по футболу Артёма Дзюбы, попавшего в секс-скандал из-за слитого в Сеть эротического видео.

Но безобидную шутку не оценили в Росавиации. Агентство уже пожаловалось "Аэрофлоту" и настоятельно рекомендовало подумать над увольнением руководства "Победы" за воздушно-эротический креатив. Позднее стало известно, что пилоты "Победы" и ранее пытались исполнить такой манёвр, но по какой-то причине наземные службы запретили им это делать. Бывший командир самолёта Airbus A310 Владимир Сойко отметил, что запретом на изменение параметров полёта диспетчеры вряд ли пытались помешать пилотам "Победы" начертить в небе гениталии.

У резкого изменения траектории всегда есть причины. Обычно диспетчеры спрашивают о таких причинах и, основываясь на ответах, могут давать другой эшелон и курс. Конкретного запрета на рисование пенисов в воздухе нет и не может быть, но нужно понимать, что наземные службы отвечают за происходящее в небе головой, поэтому первым делом они пытаются выяснить, для чего экипаж запрашивает другие параметры полёта

У резкого изменения траектории всегда есть причины. Обычно диспетчеры спрашивают о таких причинах и, основываясь на ответах, могут давать другой эшелон и курс. Конкретного запрета на рисование пенисов в воздухе нет и не может быть, но нужно понимать, что наземные службы отвечают за происходящее в небе головой, поэтому первым делом они пытаются выяснить, для чего экипаж запрашивает другие параметры полёта

Владимир Сойко

Командир самолёта Airbus A310

Запретить пилотам выполнять "генитальные" манёвры, по словам Сойко, можно только в исключительных обстоятельствах: если коридор, который борт может использовать, уже занят; если не позволяет погода; если траекторию полёта могут использовать правительственные самолёты или линия полёта находится над секретным объектом. В ряде источников указываются данные, что ранее пилоты, которым запретили исполнять такие чудачества в небе, поблагодарили наземные службы за отказ в рисовании пениса и добавили, что делают это не по своей воле. Впрочем, как пояснил пилот и командир самолёта Boeing 737-800 Сергей Акопян, наказать за гениталии на FlightRadar никого нельзя — ни пилоты, ни наземные службы ничего не нарушали.

Даже если найдутся какие-то нарушения, то максимум, что грозит пилотам — дисциплинарное взыскание, которое нужно будет ещё и обосновать. Увольнять их никто, конечно же, не станет, для этого нет причин. Наземным службам тоже нечего бояться. Если смену параметров полёта согласовали, значит, всё было предельно безопасно и в рамках правил, утверждённых Росавиацией

Даже если найдутся какие-то нарушения, то максимум, что грозит пилотам — дисциплинарное взыскание, которое нужно будет ещё и обосновать. Увольнять их никто, конечно же, не станет, для этого нет причин. Наземным службам тоже нечего бояться. Если смену параметров полёта согласовали, значит, всё было предельно безопасно и в рамках правил, утверждённых Росавиацией

Сергей Акопян

Пилот, командир Boeing 737-800

Впрочем, история может оказаться куда интереснее. Рисование фигур в небе, возможно, связано с проблемой в российской авиации. В распоряжении Лайфа появилось письмо, автор которого Андрей Калмыков, гендиректор авиакомпании "Победа". В тексте письма, направленного в адрес губернаторов нескольких областей, Калмыков отмечает, что Росавиация слишком поздно изменила маршруты воздушных трасс для авиаперевозчиков, что может сказаться на графике и безопасности полётов.

Расшифровка письма представлена ниже.

"В соответствии с информацией Росавиации, 3 декабря 2020 года на Европейской части Российской Федерации вводится в действие новая структура воздушного пространства. На основании п. 6.2.7 Приложения 15 ИКАО значительные изменения (ввод в действие новой структуры воздушного пространства является более чем значительным изменением) должны быть опубликованы не позднее чем за 56 дней до даты вступления в силу. При этом изменения по большинству аэродромов были опубликованы в период с 22 октября по 5 ноября 2020 года, т.е. в нарушение установленных ИКАО сроков. Поставщик аэронавигационной информации для ВС Boeing 737-800 авиакомпании "Победа" официально уведомил нас о том, что приложит максимальные усилия, чтобы успеть внести соответствующие изменения в базы данных по большинству аэродромов сети маршрутов авиакомпании, но в связи с нарушением Росавиацией сроков публикации изменений к 03.12.2020 базы данных не будут обновлены для аэродромов городов Астрахань, Ижевск, Киров, Курган, Назрань, Петрозаводск, Ярославль. В соответствии с п. 33 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, требования федеральных авиационных правил" утв. приказом Минтранса от 13 августа 2015 г. № 246 (далее ФАП-246), при использовании навигационных программных продуктов эксплуатант обеспечивает проверку целостности данных и их достаточности. Очевидно, что выполнение полётов на аэродромы, по которым отсутствуют актуальные данные с аэронавигационной информацией, прямо противоречит п. 33 ФАП-246 и представляет серьёзную угрозу безопасности полётов. В целях соблюдения требований федерального законодательства в области подготовки и выполнения полётов авиакомпания "Победа" будет вынуждена отменить все рейсы в Ярославль с 3.12.2020 до момента обновления баз данных аэронавигационной информации. Для сохранения транспортной доступности для жителей региона и исключения массового нарушения прав пассажиров прошу вас направить обращение в Росавиацию о переносе срока ввода изменения структуры воздушного пространства и части полётов в аэропорт Ярославля до обновления соответствующих баз данных аэронавигационной информации", — говорит в письме Калмыкова главам субъектов.

Из-за публичного обращения гендиректора "Победы" к губернаторам в субботу может состояться внеплановое заседание комиссии Минтранса и Росавиации, по итогам которого акционеры авиаперевозчика могут освободить Калмыкова от должности. По сведениям источников, инцидент с рисованием пениса в небе мог возникнуть из-за желания руководства "Победы" обозначить проблему с отсутствием своевременного обновления навигационных карт Росавиацией. Калмыкову, не раз критиковавшему Минтранс и Росавиацию, такую выходку не простили.

Впрочем, обидеться на "Победу" готовы и в Нефтекамске, над которым начертили пенис. Адиль Набиуллин, начальник информационно-аналитического отдела Администрации города Нефтекамска, пояснил, что не совсем понятно, почему инцидент произошёл именно там, где произошёл.

Не совсем такая приятная новость для города — выступать в таком статусе. Мы восприняли эту информацию, скажем так, критично. У нас в соцсетях это бурно обсуждалось, и, конечно, у жителей эта новость вызвала негативные комментарии

Не совсем такая приятная новость для города — выступать в таком статусе. Мы восприняли эту информацию, скажем так, критично. У нас в соцсетях это бурно обсуждалось, и, конечно, у жителей эта новость вызвала негативные комментарии

Адиль Набиуллин

Начальник информационно-аналитического отдела Администрации города Нефтекамска

Росавиация против больших и малых пенисов

Не стоит забывать, что в зону ответственности Росавиации входит движение воздушных судов по территории Российской Федерации. Если (не дай бог) случится авиакатастрофа и самолёты столкнутся в воздухе, то первое место, куда приедут следователи, — это домашний адрес диспетчера, отделение аэронавигации, которое вело самолёт, и головной офис ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации". К схеме управления движением пассажирских самолётов, транспортников и бизнесджетов вопросов нет, там всё работает как часы, а экипажи всегда неукоснительно соблюдают предписания наземных служб.

А вот пилоты малой авиации в погоне за хайпом могут проигнорировать требования безопасности и нарисовать пенис в воздухе так, чтобы его тоже было видно на картах FlightRadar. Будут ли соблюдаться в этом случае все правила безопасного пилотирования — большой вопрос. Легкомоторные самолёты не пускают на те же высоты, что и гражданские авиалайнеры, поэтому столкнуться с пассажирским самолётом будет сложно, но упасть на жилые дома или автомагистраль в попытке нарисовать воздушный пенис тоже можно. И при попытке скреативить могут погибнуть люди.

Заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев критику в адрес пилотов "Победы" не поддержал.

Пилоты ничем не рискуют, это детские игры. Это ничего не стоит. Левой рукой могу сделать, правой рукой могу сделать. Мы же всё это рассчитываем. Всё это рассчитано до миллиметра абсолютно. Конечно, они (пилоты. — Прим. Лайфа) молодцы, красотули!

Пилоты ничем не рискуют, это детские игры. Это ничего не стоит. Левой рукой могу сделать, правой рукой могу сделать. Мы же всё это рассчитываем. Всё это рассчитано до миллиметра абсолютно. Конечно, они (пилоты. — Прим. Лайфа) молодцы, красотули!

Магомед Толбоев

Заслуженный лётчик-испытатель

Правила для всех едины, но отношение у всех разное

Пока Росавиация и "Победа" выясняют, кто виноват и есть ли нарушения, стоит изучить зарубежный опыт рисования пенисов во время полёта. В 2019 году в Австралии пилот авиакомпании Flight Training Adelaide нарисовал в небе сразу два пениса и написал I'm bored ("Мне скучно") с помощью транспондера, встроенного в бортовое оборудование самолёта. Австралийские авиационные власти отнеслись к ситуации с юмором и заявили, что если все манёвры в небе были безопасными, то им нет никакого дела, как траектория полёта выглядит на онлайн-картах. Пилота, разумеется, не стали наказывать и даже не провели в его отношении никаких проверок.

В марте 2020 года звездой Интернета стал пилот авиакомпании Lufthansa. Самолёт летел рейсом LH350 из Франкфурта на север Германии (в Бремен), из-за загруженности аэропорта лётчик был вынужден какое-то время водить самолёт кругами, из-за чего "случайно нарисовал в небе рисунок, напоминающий мужские гениталии".

Единственный известный случай наказания за такие рисунки записан на американских военных. Во время учений на авиабазе Люк в Аризоне пилот истребителя F-35 нарисовал в небе "нечто похожее на пенис". Вычислили хулигана быстро, поскольку на базе в этот день присутствовало высокое начальство. Пилота на время отстранили от полётов, но увольнять из рядов ВВС не стали. Позднее представитель 56-го истребительного авиаполка Ребекка Хейз извинилась перед общественностью за этот полёт и заявила, что "пенисы в воздухе не соответствуют идеалам военно-воздушных сил". На этом историю с генитальным художеством посчитали завершённой.