4 декабря 2020, 00:40
38843

Большой шаг к коллапсу. Первый день новых правил воздушного движения обернулся отменами, задержками и заходами на второй круг

Начало полётов по новым стандартам в России стало настоящим испытанием для всех. Пилоты меняли планы, диспетчеры нервничали из-за ошибок экипажей, а пассажиры не успели вовремя домой.

Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Обещали, но не сделали

3 декабря 2020 года в России начали действовать новые стандарты полётов. Значительных изменений не предвиделось — распоряжение правительства вышло ещё год назад. Однако в первый же день вступления новых правил в силу воздушные гавани по всей стране столкнулись со сложностями в работе. По информации источника Лайфа в Росавиации, с самого утра пилоты нескольких авиакомпаний не могут разобраться с новыми схемами захода на посадку, в результате чего часть самолётов приходится "заводить" на взлётно-посадочные полосы вручную. Технически готовыми к работе по новым схемам оказались лишь несколько аэропортов, в числе которых Пулково (Санкт-Петербург), Курумоч (Самара), Витязево (Анапа), Домодедово и Шереметьево (Москва) и другие.

Схема перевода стандартов на европейские была хороша лишь в теории, однако на практике после её внедрения почти сразу начались проблемы. После того как директор авиакомпании "Победа" Андрей Калмыков написал письмо главам регионов, в котором сообщил о неминуемых проблемах с авиаперевозками из-за введения нового стандарта воздушного движения, авиакомпания отменила почти 100 рейсов в десятки городов по всей России.

3 декабря 2020 года, в первые сутки действия новых параметров аэронавигации, в Росавиации выступили с ответным заявлением. В ведомстве заявили, что "обращение от руководства а/к "Победа" НОСИТ НАДУМАННЫЙ ХАРАКТЕР, который может привести к нанесению экономического ущерба".

Кто надумал, а кто нет

Фото © ТАСС / EPA

В письме, которое Лайф публиковал ранее, Калмыков обратил внимание на слишком позднее начало публикации данных по новым стандартам воздушного движения. Росавиация, по словам гендиректора "Победы", сделала это частями с 22 октября по 5 ноября — в нарушение установленных ИКАО сроков. Из-за того что ведомство слишком поздно сообщило о переводе воздушного движения на европейские стандарты, в небе начались проблемы не только у самолётов "Победы", но и у других авиакомпаний. Также Лайфу стало известно, что с 25 ноября в Росавиацию поступают обращения от региональных властей, которые дирекция авиакомпании "Победа" уведомила о назревающей проблеме, однако в ведомстве пока не отвечают на обращения.

Источники Лайфа в авиакомпаниях отмечают, что посадка самолётов в ручном режиме происходит из-за отсутствия навигационных карт от поставщика данных. При этом Росавиация, по данным пилотов, может замалчивать и другую проблему, связанную с векторением (посадкой по данным радара). По словам источников, векторение может оказаться невозможным при отказе радиосвязи или при отказе локатора в аэропорту.

Пилоты авиакомпаний отмечают, что посадка векторением без радиосвязи и контакта с диспетчерами возможна лишь при обязательном функционировании ILS (курсо-глиссадной системы), однако на некоторых аэродромах эта система отключена для обслуживания до конца декабря. По словам лётчиков, до захода на посадку пилотам приходится в режиме реального времени считывать информацию с бумажных или старых электронных карт, пересчитывать футы (по новой системе) в метры (по старой системе) и держать поправки на местоположение аэропорта.

Источники Лайфа в региональном центре организации дорожного движения отмечают, что опасность, появившаяся при переходе с метрической системы на футовую, не только останется в пик авиаперевозок в новогодние каникулы, но и может сохраниться вплоть до конца января. В качестве возможной причины источник указывает бюрократические проволочки в Росавиации. Новые стандарты системы самолётовождения, по данным источника, скорее всего, ещё не утверждены и не проверены Центральным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта. Процедура утверждения, по данным источников, устроена так, что после подписания всех документов новые стандарты воздушных полётов нужно одобрить и протестировать, и эта процедура может растянуться на срок от двух недель до 25 дней.

При этом только после получения сертификата безопасности навигационные данные могут быть переданы поставщикам навигационных данных. После того как карты по новым маршрутам воздушного движения будут нарисованы и проверены, их загрузят в бортовые компьютеры пассажирских самолётов, и только после этого воздушное движение сможет прийти в норму.

Вместе никуда не полетим

Фото © ТАСС / Михаил Джапаридзе

Авиакомпания "Победа", с которой и начался крупный скандал вокруг перехода на новые стандарты воздушного движения, уже уведомила аэропорт Ижевск об отмене рейсов Р289/290 Москва (Внуково) — Ижевск — Москва на следующие даты: 08.12.2020, 15.12.2020, 22.12.2020, 31.12.2020. Причина изменения расписания официально не сообщается.

В аэропортах Кирова, Ярославля и Кургана, а также ряда других городов наблюдается частичная отмена рейсов из-за проблем с навигационными картами. Куда более серьёзная ситуация в Назрани — там, по данным источников "Лайфа", "Победа" отменила все рейсы с 3 по 31 декабря.

Эксцессы и седые волосы

Фото © Getty Images / Hakan Nural / Anadolu Agency

Последствия резкого введения новых стандартов и отмены предыдущих норм уже ощущают в ряде районных центров организации воздушного движения. В основном проблемы наблюдаются у региональных хабов в Центральной России. И даже в столичном регионе, где всё должно было работать сразу и без проблем, начались сбои. Например, 3 декабря пилоты лайнера "Боинг 777-300", летевшего рейсом ZF8808 из Занзибара в Москву (Внуково), ушли на второй круг из-за нестабилизированного захода. После того как борт стал уходить на повторный манёвр, пилоты попросили диспетчера о векторении (ручной посадке) с коррекцией, поскольку новые данные не позволяли зайти на посадку сразу и без помех.

С такой же проблемой при заходе на посадку в Москве столкнулись и пилоты Turkish Airlines, которых, как и предыдущий борт, наземным службам пришлось "векторить". Любопытно, но заявленной экономии времени, топлива и ресурсов добиться пока не удалось. Источники Лайфа в авиакомпаниях отмечают, что уже значительно выросли время набора высоты и выхода на нужный эшелон. Наземные службы и ОРВД, по сообщениям пилотов, пока не справляются с нагрузкой и воздушным трафиком и самолёты по 30–40 минут "нарезают" круги в ожидании "коридора" по данным от диспетчеров. На это же время увеличивается и общее время полёта практически по любому из направлений.

Что можно сделать?

Фото © ТАСС / Павел Кассин

Юрист и специалист по защите прав авиапассажиров Андрей Лухин пояснил, что отдуваться за действия Росавиации будут авиакомпании, так как отмена рейса является основанием для вынужденного отказа пассажира от перелёта.

Для начала есть смысл отправить претензию в авиакомпанию. Если требования удовлетворены не будут, то можно уже обращаться в суд. В данной ситуации законодательство предусматривает возможность подачи искового заявления по месту жительства пассажира

Для начала есть смысл отправить претензию в авиакомпанию. Если требования удовлетворены не будут, то можно уже обращаться в суд. В данной ситуации законодательство предусматривает возможность подачи искового заявления по месту жительства пассажира

Андрей Лухин

Юрист

Лухин отметил, что в соответствии со ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействиями) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Как эти нормы будут работать на практике, пока не знает никто. Поскольку авиакомпании (и речь сейчас не только о "Победе", а вообще обо всех, кто летает по РФ) после ввода новых правил воздушного движения будут отменять рейсы не всегда по своей вине, юристы ожидают волны судебных исков в адрес Росавиации. Источники Лайфа в авиакомпаниях и гражданской авиации утверждают, что фактически структура воздушного движения была готова ещё пять лет назад, однако все изменения, в том числе согласования, протоколы безопасности и проверки, отложили на последний момент. И пока все процедуры не будут соблюдены, у авиакомпаний не будет новых карт, а у пассажиров — уверенности в чётком соблюдении графика полёта.