Почему доставка еды такая долгая? Кажется, у Delivery Club и "Яндекс.Еды" слишком мало курьеров

24 декабря 2020, 21:40
5120

Фото © Shutterstock

<p>Фото © Shutterstock</p>

С наступлением холодов всё больше людей жалуются на долгую доставку еды или продуктов. Самое обидное — когда заказ отменяют за несколько минут до закрытия ресторанов. А такое стало происходить всё чаще. Что если это связано с дефицитом курьеров — заказов стало больше, а кадров нет? Разобрались в ситуации.

Как изменился спрос на курьеров с наступлением холодов?

С наступлением холодов пропадает желание лишний раз выходить из квартиры. Снег, холод, верхняя одежда — слишком проблематично. Логично, что в это время увеличился спрос на доставку готовой еды и продуктов.

Вместе с этим у сервисов доставок еды появились проблемы. Пользователи стабильно жалуются на длительный процесс выполнения заказов — курьер долго ищется, долго едет. Причём такие отзывы и комментарии начали массово появляться именно осенью.

Вот какими будут отзывы о Delivery Club в приложении App Store, если отсортировать их по новизне. Почти каждый — о долгом времени ожидания.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

А вот последние отзывы о "Яндекс.Еде" в том же приложении App Store. Основная проблема та же — слишком долгое время доставки.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

Разобрались в ситуации с курьерами. По логике с наступлением холодов должен увеличиться спрос на доставку. Увеличилось ли количество кадров?

Как россияне пользуются доставкой в холода?

Сервис "Яндекс.Еда" подтвердил Лайфу рост числа заказов. Помимо этого, на спрос повлияли и ограничения из-за коронавирусной инфекции.

На работе служб доставки сказываются новые ограничения на работу общепита. Например, после введения комендантского часа для ресторанов в Москве, заказы после 23:00 выросли на треть. В Петербурге накануне праздников также вводят дополнительные ограничения для ресторанов — наши партнёры готовятся вывести на линию больше курьеров, чтобы справиться с ростом заказов и помочь ресторанам сохранить новогоднюю выручку. В целом спрос на курьеров заметно вырос, — рассказали нам в пресс-службе.

Delivery Club также сообщает о росте спроса на доставку. Помимо этого, число подключённых к сервису ресторанов в 2020 году увеличилось более чем вдвое, что также увеличило нагрузку.

В этом году мы увеличили количество подключённых к платформе ресторанов более чем вдвое — до 30,8 тысячи. Кроме того, мы запустили доставку из более чем десяти сетей продовольственных магазинов, — рассказала Лайфу пресс-служба.

Конкретными цифрами с нами поделилась "Пятёрочка. Доставка". Количество заказов увеличилось и превышает 20 тысяч в день, а в первые дни декабря сервис выполнял более 25 тысяч заказов ежедневно. Растёт частота повторных покупок, появляется всё больше постоянных клиентов.

Время доставки не увеличилось. Кроме того, мы усиленно работаем над увеличением штата курьеров и сборщиков, чтобы сокращать время доставки, — говорят в пресс-службе X5 Retail Group.

Есть ли дефицит курьеров?

Delivery Club не соглашается, что курьеров недостаточно.

Сервис работает в штатном режиме, количество курьеров на смене соответствует плановому. Предновогодний период — это традиционно высокий сезон на рынке доставки, в преддверии которого потребность в курьерах, действительно, ежегодно вырастает. Доставка — самый доступный на сегодняшний день способ найти подработку, мы как самый большой игрок аккумулируем наибольшее количество заявок от соискателей, поэтому в целом мы оцениваем ситуацию на рынке труда как стандартную, — сообщили Лайфу в пресс-службе.

Сервис "Яндекс.Еда" также опроверг факт дефицита курьеров.

Мы удерживаем баланс спроса и предложения и пока не испытываем нехватки курьеров, но давление пандемии на рынок труда ощущаем. Влияние также оказывают сезонные факторы, — говорят в пресс-службе.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Их поведение при этом противоречит словам. Оба сервиса активно привлекают курьеров. Сервис "Яндекс.Еда" увеличил гонорары доставщикам, перейдя на ежедневный расчёт с самозанятыми партнёрами, а новичкам выплачивается разовый бонус в десять тысяч рублей.

В целом спрос на курьеров заметно вырос, что повлекло за собой и рост их заработка. В Москве активные курьеры сейчас могут зарабатывать до 25 тысяч рублей в неделю, — говорили Лайфу в той же пресс-службе сервиса.

В это же время сервис "Яндекс.Еда" начал сотрудничать с курьерами с нарушениями слуха. Они уже появились в Москве, и у них есть мотивация работать — новичкам, доставившим больше 120 заказов, выплачивают десять тысяч рублей. У "Деливери клаба" та же история — компания активно ищет 3000 курьеров, но журналистам говорит, что их хватает. Слишком странное стечение обстоятельств — с наступлением холодов агрегаторы более активно привлекают курьеров. Может, потому что их как раз не хватает?

В разговоре о возможном дефиците кадров в сервисе "Яндекс.Еда" напомнили, что не нанимают курьеров, они самостоятельно подключаются к сервису через приложение.

Курьеры у нас не работают, мы сотрудничаем с самозанятыми курьерами и профессиональными курьерскими службами, которые сами нанимают курьеров и ведут с ними все расчёты, — пояснили в пресс-службе.

Этот аргумент насторожил, потому что здесь сервис манипулирует фактами. Он представляется как агрегатор, где заказы может выполнять любой желающий. Но при этом у сервисов Delivery Club и "Яндекс.Еда" есть сторонние компании, нанимающие курьеров.

Летом текущего года на этой почве разразился скандал вокруг "Деливери клаба": сервис задерживал зарплаты курьерам, но сам оказывался ни при чём. Всё дело в законодательстве и в том, как компания его обходит.

Вот как сервис официально себя позиционирует.

Delivery Club является единой информационной системой заказов, которая предлагает пользователям широкие возможности для поиска и заказа готовой еды, реализуемой партнёрами Delivery Club, а также принимает от пользователей денежные средства в счёт оплаты заказов и осуществляет доставку заказов пользователям силами третьих лиц на основании договора с Delivery Club или партнёров Delivery Club, — говорится во втором пункте пользовательского соглашения.

Здесь важны два пункта. Первый — Delivery Club является только информационным агрегатором и денежным посредником между клиентом и своими партнёрами. В роли вторых выступают логистические компании и рестораны. Как следствие, они и отвечают за курьеров. Соответственно, если дефицит и есть, то он формально наблюдается у логистических компаний, а не у самих агрегаторов.

Увеличился ли спрос на курьеров в принципе?

Чтобы оценить состояние рынка курьеров в России, мы запросили данные у сервисов по поиску работы. Как и ожидалось, они не разделили спокойствия служб доставки.

Традиционно компании начинают готовиться к новогоднему сезону заранее — ещё в осенние месяцы. Именно в этот период мы замечаем самый высокий спрос на курьеров, — рассказала Лайфу руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.

В 2019 году пик числа вакансий пришёлся на октябрь, по данным hh.ru. По сравнению с сентябрём 2019 года в октябре спрос на курьеров вырос на 53%, а затем начал снижаться. В 2020 году пик спроса на курьеров пришёлся на ноябрь. Примечательно, что в это же время число вакансий курьеров в РФ на hh.ru достигло рекордного значения — 5743. Это на 93% выше показателя ноября прошлого года и на 85% выше среднего ежемесячного показателя вакансий курьеров в течение 2020 года.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Факт повышенного спроса на курьеров подтвердили и другие сервисы для размещения вакансий. По данным портала "Работа.ру", с наступлением холодов число вакансий для курьеров в отрасли транспорта и логистики составило 10% от всех опубликованных в этой сфере, в области офисных служб и бизнес-услуг — 30%, а среди вакансий для студентов — 42%. В ноябре рост числа вакансий для курьеров продолжился, доли увеличились до 13%, 34% и 54% соответственно.

В холодное время года традиционно наблюдается сезонный спад интереса к работе курьером, а студенты, обычно охотно откликающиеся на такие вакансии, заняты учёбой. На динамику влияет и отток мигрантов, чьи места россияне не спешат занимать. Медленному росту интереса способствует и то, что во время весеннего карантина работодатели были готовы платить больше. По сравнению с весной текущего года медианная зарплата курьеров снизилась на 16%. Тем не менее по сравнению с прошлой осенью она выросла на 5% — до 42 000 рублей, — говорит управляющий директор сервиса "Авито работа" Артём Кумпель.

По данным исследования сервиса "Авито работа", к концу ноября 2020 года количество вакансий по сравнению с мартом-апрелем увеличилось на 209%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 170%.

По сравнению с прошлым годом интерес соискателей к таким вакансиям выше на 87%, однако вакансий всё равно больше, чем желающих кандидатов, уточняют на портале "Авито работа". Вряд ли проблема не коснулась сервисов доставки еды и продуктов — компаний, задействующих курьеров чаще других. Так что не удивляйтесь, если "Яндекс.Еда" и Delivery Club долго ищут курьера или заказ доставляется слишком долго.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1