28 декабря 2020, 00:40
13724

Карта без пластика. Имеет ли смысл соглашаться только на цифровую банковскую карту

Крупнейшие банки страны объявили о своих планах к концу 2023 года эмитировать до 50 процентов от всех выпускаемых ими карт исключительно в цифровом формате, без пластикового носителя. В чём выгода и риски для россиян, разобрался Лайф.

Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Цифровые карты в России появились несколько лет назад. По своему функционалу они практически ничем не отличаются от привычных банковских карт. Разве что потрогать их нельзя: они выпускаются в онлайн-кабинете. Чтобы ими пользоваться в офлайне, придётся их загрузить в "мобильный кошелёк", то есть внести данные о карте в Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay или Mir Pay.

Наибольшую популярность цифровые карты стали приобретать именно в 2020 году. Кто-то считает, что это произошло из-за пандемии коронавируса: мол, с цифровыми — меньше контакта. Кто-то заявляет, что всё дело в том, что россияне распробовали преимущества карт без пластика. Кто-то намекает, что на самом деле цифровых карт стало больше потому, что стало больше устройств, которые поддерживают их использование.

Все эти утверждения по-своему верны: сегодня оформить цифровую карту может практически каждый, достаточно зайти в интернет-банк или мобильное приложение и в течение нескольких минут выпустить её самостоятельно. При этом карта будет полноценной и платёжной. Передавать такую карту продавцу не нужно — достаточно поднести свой телефон к считывающему устройству и набрать ПИН-код. В некоторых случаях такая карта даже безопаснее пластиковой, так как, чтобы ею воспользоваться без хозяина, нужно как минимум завладеть телефоном со снятой блокировкой. Ещё одним важным плюсом является то, что за выпуск и обслуживание такой карты, как правило, ничего платить не надо.

Однако при всех плюсах у цифровых карт полно недостатков. Первый (и самый главный) — без смартфона с модулем NFC (Near field communication) расплачиваться такой картой в обычных магазинах и снимать наличные не получится. А это значит, что большая часть пожилых людей, которые предпочитают телефоны попроще, скорее всего, такую карту себе выпускать не будут. Немаловажным недостатком цифровой карты является и то, что создать её себе могут только те, кто уже является клиентом банка и имеет доступ в личный кабинет. Третьим недостатком является малое количество банкоматов и считывающих устройств при кассах в магазинах в малых городах России.

Конечно, обо всём этом прекрасно осведомлены и в Сбере, и в ВТБ, и в других банках, которые позволяют клиентам выпускать себе цифровые карты, тем не менее планы об их увеличении объявлены. Почему? Во-первых, перевод большего количества клиентов на цифровые карты выгоден самим банкам.

Фото © Shutterstock

Для того чтобы выдать пластиковую карту своему клиенту, банку нужно: купить соответствующее оборудование для печати карт, заказать заготовки и чипы (стоимость выпуска одной пластиковой карты колеблется от 200 до 500 рублей), нанять сотрудников, которые будут делать карты, а кроме того — нести прочие расходы, связанные с утилизацией использованного пластика и оплатой доставки карт по отделениям, где их выдают клиентам. Понятно, что часть всех этих затрат покрывают платежи клиента за ежегодное обслуживание и прибыль с оборота тех денег, что хранит клиент на счёте карты. Однако, если можно получать доход, да ещё и сократить расходы, почему бы этого не сделать?

Во-вторых, развитие цифровых технологий поддерживают и компании-ретейлеры, которые отмечают, что пользователи цифровых карт совершают гораздо больше покупок онлайн, а это, в свою очередь, позволяет экономить на логистике и торговых площадях, а также собирать информацию о своём постоянном клиенте, чтобы делать адресные предложения. И в этом большим сетевым торговцам также помогают банки, которые заинтересованы в различных коллаборациях, заставляющих клиентов тратить.

Независимо от того, насколько сильно банки и ретейлеры хотели бы перевести как можно больше россиян с пластика на "цифру", есть целый ряд вопросов, которые решить одномоментно не удастся.

Очевидно, что большинство граждан в РФ пока не готовы получать зарплату или пенсию на счёт, быстрый доступ к которому будет зависеть от возможностей смартфона и того, оборудованы ли соответствующими устройствами ближайшие банкоматы и кассы магазинов, — считает один из руководителей офиса Сбера в Москве. — Тем более что не все нынешние клиенты банков обладают достаточным уровнем финансовой и технической грамотности, чтобы самим выпускать и пользоваться цифровой картой. Целому ряду клиентов, которые получают весьма небольшие выплаты на самые простые карты, не до смартфонов и передовых технологий.

Скорее всего, банки, прогнозируя выпуск таких карт, делают ставку на молодое поколение и тех, кто выпускает себе "цифру" как удобную, но далеко не единственную карту. Логично предположить, что так будет до тех пор, пока все банкоматы и кассы магазинов не начнут поддерживать соответствующие бесконтактные технологии.

В остальных случаях, пока технические решения банков не могут предложить надёжную безопасность, конфиденциальность и простоту, большого смысла в цифровой карте для обычного пользователя нет.