"Убийца С-400" против "обнулителя" системы ПРО. Сравниваем американский В-21 и российский ПАК ДА
В создание американской малозаметной машины B-21 вложено немало средств. Даже с учётом уже принятых на вооружение самолётов проект может оказаться сложным и крайне дорогим. Российский ПАК ДА создаётся по похожей технологии, но заметно отличается от В-21.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, Militaryarms.ru
Одним — пенсия, другим — служба
После недавнего заявления о том, что разрабатываемый в США бомбардировщик В-21 может стать "самым крутым в мире" самолётом, военные эксперты по всему миру начали гадать, как и чем сможет воевать уникальная машина. Разрабатывать В-21 Raider (именно под таким названием машина должна пойти в серийное производство) начали ещё в 2015 году. Концептуально машина значительно отличается от предшественника — малозаметного бомбардировщика В-2 Spirit. Принятый на вооружение в конце 90-х В-2 в основном применялся для нанесения массированных бомбовых ударов и даже успел повоевать в Югославии, Ираке, Афганистане и Ливии. B-21 Raider будет значительно отличаться от этого самолёта. Бывший министр ВВС США Дебора Ли Джеймс отмечала, что В-21 станет "высокоточной ударной платформой".
Одна из главных причин повышенного внимания к В-21 — стремительно стареющий и постоянно ломающийся парк стратегической и дальней авиации. Основа воздушного "ядерного копья" США — самолёты В-52 Stratofortress. Эти самолёты начали летать раньше, чем советские Ту-95, и именно B-52 составляют основу ядерных сил США в Европе. Эксперт РСМД Александр Ермаков пояснил, как именно американские военные планируют обновить стратегическую и дальнюю авиацию.
В первую очередь необходима физическая замена вырабатывающим ресурс B-52 и B-1. Эти самолёты требуют замены при первой же возможности. У первых — предельный возраст и выработанный ресурс, вторые оказались наименее востребованным типом самолёта для боевых действий. Вероятно, ВВС США оставят какое-то количество В-52 на службе, поскольку самолёт обладает уникальными возможностями по использованию тяжёлых ракет. Вместе с B1 спишут и B2, которые при небольшой серии не будет смысла эксплуатировать параллельно с B-21
В первую очередь необходима физическая замена вырабатывающим ресурс B-52 и B-1. Эти самолёты требуют замены при первой же возможности. У первых — предельный возраст и выработанный ресурс, вторые оказались наименее востребованным типом самолёта для боевых действий. Вероятно, ВВС США оставят какое-то количество В-52 на службе, поскольку самолёт обладает уникальными возможностями по использованию тяжёлых ракет. Вместе с B1 спишут и B2, которые при небольшой серии не будет смысла эксплуатировать параллельно с B-21
Александр Ермаков
При этом боевые возможности "Райдера" окажутся скромнее, чем у его предшественника — стелс-бомбардировщика В-2. Боевой радиус новой машины (возможность слетать "туда-обратно") на полной заправке топливом может уменьшиться почти на полторы тысячи километров — с 5300 километров до 3800. При этом, как отмечают американские военные, в машине применяются не только новые материалы, но и новые топливосберегающие двигатели.
ПАК ДА
Российский перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) создавали по тем же причинам, что и в США. Принято считать, что в современной войне на первый план вышли не сами самолёты, а ракеты, особенно гиперзвуковые. Для того чтобы доставить их до противника, больше не нужна огромная скорость, как у Ту-160, а необходима малозаметность. Решение российских специалистов из ОКБ Туполева, занятых проектированием ПАК ДА, перейти на "летающее крыло" вместо классической схемы в этом смысле вполне понятно и объясняется теми же задачами, что и у американских военных, — доставить ядерное оружие до цели максимально скрытно и по возможности вернуться на аэродром базирования. Военный эксперт Антон Лавров пояснил, что, после того как "летающие крылья" будут приняты на вооружение, почти все "Белые лебеди" Ту-160 могут кануть в Лету.
Концепция быстрого прорыва на "сверхзвуке" постепенно уходит. Теперь можно подвесить что-то сверхдальнобойное и даже гиперзвуковое и не рисковать машиной и людьми зря
Концепция быстрого прорыва на "сверхзвуке" постепенно уходит. Теперь можно подвесить что-то сверхдальнобойное и даже гиперзвуковое и не рисковать машиной и людьми зря
Антон Лавров
Однако от виртуальной чертёжной доски до принятия на вооружение и американского В-21, и российского ПАК ДА пройдёт немало лет. Вероятно, даже десятилетие. С учётом того что американским военным понадобилось почти 20 лет на то, чтобы разработать собственный малозаметный бомбардировщик, разработка ПАК ДА, особенно с учётом программы производства и модернизации Ту-160, вряд ли будет быстрой. Вопрос о количестве необходимых для дальней и стратегической авиации ПАК ДА по-прежнему открыт. Всего в составе ВКС числится 60 бомбардировщиков Ту-22 (в разных модификациях), 17 Ту-160 (включая ещё не принятый на вооружение Ту-160М) и 64 Ту-95 (МС и МСМ). Если исходить из того, что первыми под списание попадут "Медведи", то только на первом этапе ВКС РФ может потребоваться не менее 40–50 ПАК ДА.
При этом ударные возможности машины относительно Ту-160 будут снижены. Вместо 40 тонн бомбовой и ракетной нагрузки ПАК ДА сможет принимать на борт до 30 тонн высокоточного вооружения.
Сам себе телохранитель
Об особенностях американского В-21 известно крайне мало. Достоверной информации о конструкции ПАК ДА ещё меньше, однако источники, близкие к ВПК, сообщают, что помимо комплексов радиоэлектронной борьбы и средств активной обороны (ЛТЦ, датчики и лазерные системы) ПАК ДА может получить и ракеты "воздух — воздух". Военные лётчики отмечают, что с таким арсеналом для ПАК ДА практически исчезнет необходимость в вооружённом эскорте: самолёт сможет самостоятельно "отбиваться" от любого нападения.
При этом специалисты по аэродинамике отмечают, что у аэродинамической схемы, по которой в США строят "Райдер", а в России — ПАК ДА, есть как достоинства, так и серьёзные недостатки. Ключевое свойство самолёта на "летающем крыле" — способность выполнять полёты на малых высотах и быть практически невидимым для радаров. Однако проблем тоже хватает: например, при разработке В2 Spirit компания Northrop столкнулась с чудовищной управляемостью и низкой стабильностью в полёте. Первые прототипы B2 (по одному миллиарду долларов за самолёт) могли свалиться в штопор, что называется, на ровном месте. Проблему решили применением сложного компьютера: с помощью датчиков и постоянного контроля В2 научили стабилизироваться в полёте, но до "грации лебедя" добраться так и не удалось. Машина по-прежнему плохо маневрирует даже на низких скоростях, и будет ли эта проблема решена в самолёте В-21, пока не понятно.
Точный облик B-21 и ПАК ДА будет известен примерно через пять лет. С учётом того что работы по двум машинам идут практически параллельно, появление обеих машин на рубеже 30-х годов может перераспределить военный паритет между США и Россией. Любопытно, что вместе с самолётами предыдущего поколения (B-52, B2, Ту-160 и Ту-95) могут уйти в небытие и традиционные дозвуковые крылатые ракеты. Вооружение носителей ядерного оружия гиперзвуковыми ракетами практически полностью изменит характер боевых действий будущего и заставит военных как в России, так и в США адаптироваться к новой реальности.
Военная техника
На вооружение Российской армии поступил новейший комплекс разведки "Пенициллин"
22 января 2021, 06:07Отставание или прорыв? Каким будет наследник "Белого лебедя" Ту-160
17 января 2021, 15:00Шесть самолётов "Руслан" впервые в истории одновременно поднялись в небо — видео Минобороны
17 января 2021, 01:22