Отставание или прорыв? Каким будет наследник "Белого лебедя" Ту-160
Проект по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации постепенно обретает черты. Новая машина должна заменить большую часть парка дальней и стратегической авиации, однако к перспективному оружию пока много вопросов.
Что такое ПАК ДА?
Работы по новой машине начались ещё в 2009 году. С самого начала перед российскими авиастроителями была поставлена уникальная задача — создать самолёт, который станет универсальным средством для применения разных ракет и одновременно будет лучшим в мире по тактико-техническим характеристикам. Однако универсальность далась высокой ценой: почти сразу было объявлено, что ПАК ДА будет дозвуковым, то есть будет летать с такой же скоростью, с какой летают самолёты гражданских авиалиний.
Бывшие военные лётчики, знакомые с боевым патрулированием в непосредственной близости от границ вероятного противника, отмечают, что такое решение выглядит логичным и взвешенным. Бывший командир бомбардировочного авиаполка полковник запаса Геннадий Степаненко пояснил, что в данный момент большую часть работы стратегическая авиация проводит на дозвуковых режимах.
Роль носителей в современной войне давно сместилась в сторону вооружения. Чем больший запас по дальности можно создать средствами поражения, тем лучше. Американцы, например, тоже не особенно над сверхзвуковыми носителями работают и сосредоточены на разработке ракет. Единственный вопрос вызывает выбор аэродинамической схемы. Американцы с "летающим крылом" обожглись, и малозаметность у их машин оставляет желать лучшего. Надеюсь, мы эту ошибку не повторим
Почему он вдруг стал нужен?
Несмотря на то что дальняя и стратегическая авиация ВКС в состоянии выполнять задачи, а самолёты-носители (в том числе и ядерного оружия) регулярно обновляются и модернизируются, своего технологического пика такие машины — как у нас, так и за рубежом — уже достигли. И американские, и российские самолёты, несмотря на постоянную модернизацию, обнаруживаются современными средствами контроля и наблюдения за воздушным пространством. Перспективные технологии малозаметности осваиваются крайне медленно, и их разработка стоит огромных денег. Именно по этой причине "старые" Ту-160, Ту-22М3М и Ту-95МСМ, которые ПАК ДА в конечном счёте должен заменить, никуда не уйдут в ближайшие 10 лет.
Ту-160. Фото © ТАСС / EPA / VLADIMIR ASTAPKOVICH / HOST PHOTO AGENCY POOL
Отдельного упоминания заслуживают и двигатели для перспективного носителя ядерного оружия. В определённом смысле с новым ракетоносцем повторится история Су-57, который зарубежные эксперты считают машиной, не соответствующей требованиям пятого поколения. Суть проблемы состоит в том, что для ПАК ДА нет готового двигателя. Двигатель НК-65 (это его вероятное название) ещё в работе, и дата его появления неизвестна. Единственный доступный для использования авиационный двигатель — это самарский НК-32-02. Ультрасовременный агрегат будут устанавливать на Ту-160М2 — как модернизированные, так и собранные с нуля на авиационном заводе в Казани.
Правда, под размещение в ПАК ДА эти двигатели серьёзно доработают. Первые изображения макета нового ракетоносца говорят о том, что максимум усилий разработчики самолёта приложили к снижению как радиолокационной, так и тепловой заметности. Два двигателя будут скрыты в специальных гондолах с подвижными щитками, что затруднит поражение ПАК ДА ракетами с инфракрасным наведением, а управление взлётом, посадкой и режимами полёта, как поясняют собственные источники Лайфа в ОПК, будет завязано на компьютер с искусственным интеллектом. Это позволит значительно уменьшить экипаж — вместо четырёх человек управлять ПАК ДА будут только двое.
Критика
Зарубежные специалисты не раз отмечали, что возросшая дальность полёта ПАК ДА (15 тысяч километров против 12 тысяч у Ту-160) далась разработчикам ценой снижения боевой нагрузки. Говоря простым языком, новый самолёт будет летать дальше и лучше, но ракет при этом будет брать значительно меньше. Как авиастроители и военные будут решать эту проблему и будут ли вообще — покажет время. Главное — уложиться в сроки. Производство и принятие на вооружение нового ракетоносца включены в основной документ военного ведомства — Государственную программу вооружения (ГПВ) до 2027 года. Однако в реальности, как отмечает доктор технических наук, авиационный инженер Владимир Пырин, добиться короткого испытательного цикла в случае с ПАК ДА практически невозможно.
Контрольная точка — шесть лет. Можно ли построить за это время лётный прототип? Да, можно. Будет ли это готовое изделие? Нет, ни в коем случае. Насколько я понимаю философию ПАК ДА, это принципиально новая машина, пусть и частично основанная в первом исполнении на уже знакомых решениях. Это сродни созданию гиперзвуковых ракет. То, что самолёт создадут, сомнений нет, но, как я думаю, раньше середины 30-х годов речи о серийной машине не пойдёт
Проблемы у всех
Ближе всего к созданию полноценного малозаметного ракетоносца приблизились китайские авиастроители. Малозаметный носитель крылатых ракет Н-20, по слухам, даже построен в металле, однако теперь китайцы доводят конструкцию до ума, постепенно изменяя детали планера. Первый полёт машины должен был состояться ещё в 2019 году, однако ВВС НОАК не добились нужных показателей по скрытности и тяге двигателей, поэтому отложили помпезную презентацию супероружия на потом.
Американцам из Northrop / Boeing / Lockheed тоже пока не везёт. Носитель бомб и ракет под индексом В-21 должен был появиться ещё в середине десятых годов, но до сих пор существует лишь в виде двух полноразмерных макетов, между которыми командование ВВС никак не может выбрать победителя. Проблема "летающего крыла" по отношению к классическим фюзеляжам здесь ещё серьёзнее — на военных лежит ответственность не просто за принятие какого-то конкретного самолёта на вооружение, но и за попытку переосмыслить концепцию боевого применения таких машин вообще.
Цена в технологической гонке за право получить первый малозаметный воздушный носитель ядерного оружия крайне высока. Ни одна из стран, в том числе Россия, не хочет рисковать и принимать на вооружение изделие с технологиями "вчерашнего дня". При этом готового решения нет почти ни у кого, а это значит, что ждать появления готовой машины раньше чем через 7–10 лет не стоит.