Банкиры подождут. Как экономить на комиссиях в Сбере
Сбербанк опубликовал свою отчётность за 2020 год. Оказалось, что на одних только комиссиях за денежные переводы физлиц он заработал более 70 млрд рублей прибыли. Как клиентам Сбербанка сэкономить на комиссиях, разбирался Лайф.
Фото © ТАСС / Зотов Алексей
По данным Центробанка, Сбербанк обеспечивает порядка 90 процентов всех переводов с карты на карту физических лиц. На первый взгляд, казалось бы, в системе Сбера, как и в других российских кредитных организациях, все переводы должны быть бесплатными. Но по правилам "зелёного банка" комиссию платить не надо только в случае, если сумма переводов не превышает 50 тыс. рублей в месяц. А для россиян, которые, например, возвращают долг или регулярно помогают родственникам, Сбер предлагает специальные подписки, которые можно подключать на месяц (199 руб.), три месяца (499 руб.) или год (1599 руб.), и тогда комиссия будет нулевой. Получается, чтобы в системе Сбера распоряжаться своими деньгами свыше 50 тыс. руб., нужно обязательно заплатить.
Некоторую свободу от комиссий может предоставить возможность переводить деньги, пользуясь услугами Системы быстрых переводов ЦБ РФ (СБП), в которой ежемесячный лимит на переводные операции без комиссии 100 тыс. руб., но и тут не обходится без проблем.
Во-первых, чтобы пользоваться переводами СБП, клиент Сбера должен пройти специальную хитрую процедуру настройки системы (дать все разрешения как на отправку, так и на получение денег по СБП), иначе по умолчанию все переводы будут выполнены в рамках системы переводов Сбербанка. То есть без комиссии — только внутри Сбера в пределах всё тех же 50 тыс. руб., а в другой банк с комиссией (минимум 30 руб.). А во-вторых, даже если настроить переводы по СБП удалось, то в рамках лимита 100 тыс. руб. в месяц переводить можно только со сберовского счёта на счёт другого банка, а со сберсчёта одного клиента на сберсчёт другого СБП не переводит.
С внедрением СБП ожидалось, что монополия Сбера на переводы исчезнет, но этого так и не случилось. Так что если нужны переводы на общую сумму свыше 50 тыс. руб. в месяц, а приобретать подписку или платить комиссию Сберу не хочется, то остаётся вариант переводить деньги в другой банк по СБП.
Второй по значимости для Сбера "комиссионный" продукт — это сборы при переводах оплаты услуг за интернет, мобильную связь или коммунальные платежи.
Ранее во многих регионах РФ банковскую комиссию за ЖКУ граждане вовсе не замечали, так как управляющие и ресурсоснабжающие компании имели право договариваться с банком и сразу включать её в состав платы за комуслуги, а банк взамен предоставлял некую скидку как корпоративному клиенту. С 2021 года согласно Постановлению Правительства РФ № 1164 включать эту комиссию в платёжку запрещено и банк свои скидки, как правило, не применяет.
Теперь госбанк построил свои тарифы таким образом, чтобы они стимулировали клиентов заранее планировать операции и держать для этого деньги на счёте карты, а значит, и давали возможность зарабатывать Сберу на этих деньгах. При этом комиссии за платежи гражданам никак не избежать: если пользоваться удалёнными каналами ("Сбербанк Онлайн", мобильный банк и система автоплатежей), комиссия будет 1% от суммы перевода (максимум 500 руб.). При оплате в банкомате Сбербанка с карты комиссия составит 1,2% (максимум 500 руб.), а наличными — комиссия будет 2,5% (максимум 2000 руб.).
А если клиент захочет произвести оплату через кассу отделения, то тут ещё дороже: 2%, если с карты (максимум 1500 руб.), и 2,5% при оплате наличными (максимум 2500 руб.).
Конечно, в Сбере знают, что через кассу привыкли платить люди пенсионного возраста, а через банкоматы — те, кто не может себе позволить оставлять что-то на картах, но бизнес есть бизнес. Оплачивать работу сотрудников отделений и обслуживание банкоматов значительно удобнее сразу за счёт клиентов, особенно если они не входят в число активных пользователей Интернета, а значит, не приносят другого дохода экосистеме Сбера.
И тут у тех, кто не готов платить повышенную комиссию, решений немного: или освоить одно из сберовских приложений, или поискать другой банк с более дружественными комиссиями за ежемесячные платежи. Им придётся либо лавировать между услугами и сервисами, выбирая те, которые будут дешевле, либо платить комиссию за право пользоваться теми банковскими инструментами, к которым они привыкли.