В ФАС пожаловались на "Яндекс Go" и другие агрегаторы такси: цены выросли из-за снегопадов
Цены на такси выросли минимум вдвое на фоне снегопадов. Пользователи "Яндекс Go" и других агрегаторов возмутились стоимостью поездок в соцсетях, а ассоциации по защите прав потребителей подали заявление в ФАС. Что будет с ценами дальше — в материале Лайфа.
Фото © Shutterstock
Что происходит?
С 12 февраля в России — снегопад. В первый же день в Москве он побил суточный рекорд, установленный в 1973 году. В городе выпало 9 мм осадков, что составляет 25% от месячной нормы. Логичным образом снегопад сильнее всего сказался на работе транспорта.
Прежде всего пострадали водители и пассажиры такси. 12 февраля в 17:00 осадки парализовали городские магистрали, загруженность дорог достигла максимальных 10 баллов. Из-за буксующих фур было перекрыто Третье транспортное кольцо в районе Новорижской эстакады.
Параллельно с этим многократно поднялись цены на такси. Пользователи начали замечать, что стоимость привычных им поездок начала увеличиваться вдвое или даже втрое. Из-за этого они начали отказываться от пользования транспортом.
В "Яндекс Go" утверждают, что самостоятельно на ценообразование они не влияют. Цены выросли из-за того, что на маршруты вышло меньше водителей, а дороги оказались забиты машинами и снегом и из-за этого время в пути увеличилось кратно.
Как известно, стоимость поездки складывается из расстояния по маршруту и времени в пути, то есть длительность поездки значительно влияет на её итоговую стоимость. Поэтому, несмотря на то что стоимость 1 км и 1 минуты мы не меняли, из-за снегопада и очень низкой средней скорости в городе стоимость поездок значительно выше, чем в такой же день в хорошую погоду
Как известно, стоимость поездки складывается из расстояния по маршруту и времени в пути, то есть длительность поездки значительно влияет на её итоговую стоимость. Поэтому, несмотря на то что стоимость 1 км и 1 минуты мы не меняли, из-за снегопада и очень низкой средней скорости в городе стоимость поездок значительно выше, чем в такой же день в хорошую погоду
Пресс-служба
То, что на маршрут в непогоду выходит меньше водителей, подтверждают и эксперты. В частности, об этом говорит Роберт Ян, главный редактор издания 'БюроИКС". Однако он отмечает, что доходы самих таксистов вырастают не так значительно, как это указывается в приложении, а всего на 25–50%, тогда как агрегаторы получают доход пропорционально повышению цен.
Большинство наших южных друзей в таких условиях ездить не могут. Кто-то недавно приехал и боится выезжать. И наши тоже не сильно готовы рисковать. В случае ДТП они останутся без работы. Обычно доход после вычета всех расходов в такое время растёт примерно на 20–50%. Не так, как для агрегаторов, у которых именно растёт кратно росту цен
Большинство наших южных друзей в таких условиях ездить не могут. Кто-то недавно приехал и боится выезжать. И наши тоже не сильно готовы рисковать. В случае ДТП они останутся без работы. Обычно доход после вычета всех расходов в такое время растёт примерно на 20–50%. Не так, как для агрегаторов, у которых именно растёт кратно росту цен
Роберт Ян
Как изменились цены на такси?
Заметнее всего цены поднялись в Москве. Местные власти подтвердили увеличение стоимости проезда и порекомендовали агрегаторам не завышать её из-за снегопада.
— Мы вновь хотим обратиться к агрегаторам: завышение цены уже не первый раз происходит именно тогда, когда такси особенно нужно городу. Такая практика лишает многих пассажиров доступных поездок, — говорится в сообщении Дептранса в "Телеграме".
Ведомство рассказало о ситуации с транспортом в столице. По его данным, из-за непогоды также снизился спрос на транспорт. Это главный показатель того, что агрегаторы слишком завысили цены и отбили желание пользователей заказывать такси.
— В прошедшие выходные удивила не только погода, но и цены на такси. Из-за снегопада спрос вырос, некоторые агрегаторы подняли стоимость в два, а то и три раза. Многим пришлось отказаться от поездок — спрос в субботу упал на 28% по сравнению с обычной субботой, — сообщил Дептранс.
Пользователи в шоке от цен на такси
Пользователи начали писать о двукратном или более повышении цен сразу после начала снегопада 12 февраля. В соцсетях появились сообщения о том, что цена поездок по привычным маршрутам увеличилась вдвое или втрое, также они прикрепили скриншоты с завышенными ценами.
Лучшее:
В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) также поступили жалобы на агрегаторов такси с требованием проверить их работу. "Общероссийское объединение пассажиров", "Объединение потребителей России" и общероссийское движение "Сильная Россия" попросили ведомство проверить рост цен в 3–5 раз на услуги такси во время снегопадов.
По их мнению, агрегаторы воспользовались повышенным спросом и увеличили цены на услуги. В таком положении у пользователей нет альтернативного способа передвижения, это, по их мнению, позволяет многократно повышать стоимость проезда.
— Большая часть сервисов повысила стоимость поездки абсолютно синхронно и на примерно одинаковые суммы. По сути, фактор погодных условий был использован агрегаторами такси для обоснования завышения цен на поездку для пассажира, что недопустимо в сложившейся ситуации, а с учётом доли на рынке крупнейших агрегаторов позволяет им устанавливать любые цены и не нести за это ответственность, — говорится в письме.
Как отреагировала ФАС на повышение стоимости такси?
Ведомство не увидело нарушений в работе агрегаторов такси.
— Рынок такси — конкурентный, цены на нём не регулируются государством. На этом рынке применяется динамическое ценообразование, то есть чем выше спрос и/или хуже условия работы, тем выше стоимость услуги, — рассказали в ФАС Лайфу.
Тариф у агрегаторов такси зависит от спроса: чем он больше, тем выше цена поездки. Закономерно, что в плохую погоду люди предпочитают передвигаться на автомобиле и стоимость поездок возрастает. Остаётся только смириться.
Как повышалась стоимость такси раньше?
Агрегаторы и раньше повышали стоимость тарифов из-за плохой погоды и увеличенного спроса. Ближайший пример — лето 2020 года. Тогда агрегаторы объяснили скачок цен этим же аргументом — погода ухудшилась, а водителей в их распоряжении было недостаточно, чтобы быстро исполнить заказы.
— 1 июня на фоне введения послаблений режима самоизоляции и плохой погоды (несколько часов шёл непрерывный дождь) мы зафиксировали резкий скачок спроса, что привело к временному повышению коэффициента, — объясняла ситуацию пресс-служба "Яндекс.Такси".
Система сама оценивает количество запросов и машин, готовых их выполнить. Если первых больше обычного, а вторых оказывается недостаточно, цены поднимаются.
— В отдельных районах количество заказов периодически может превышать количество машин, работающих на линии и готовых выполнять поездки. В этом случае алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент — это вынужденная и временная мера, которая помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно, даже в периоды высокого спроса. В такой ситуации вместе с таксопарками-партнёрами мы стараемся вывести на линию как можно больше водителей, чтобы повышающий коэффициент быстрее исчез, — уточнили в пресс-службе.
Поэтому вряд ли агрегаторы такси понесут наказание за завышение стоимости поездок. А цены упадут, когда снегопады закончатся.