Почти не взорвался: что случилось с десятым прототипом Starship Илона Маска и почему это прогресс
Юбилейная версия "Звёздного корабля" приземлилась буквально чуть-чуть более жёстко, чем надо.
Кадр из видео YouTube / SpaceX
Это было подло. Весь мир целых восемь минут ликовал: наконец-то все баки сдюжили, наконец-то топливо подаётся с хорошим напором и даже ни один двигатель не отказал. Юбилейный, десятый прототип "Звёздного корабля" так красиво и торжественно поднялся на запланированные десять километров, лёг горизонтально, начал снижение, вернулся в вертикальное положение и, как все думали, безупречно плавно опустился на платформу.
Внимательные зрители, правда, после приземления заметили в эффектном тумане мощную струю воды, которая старательно поливала нижнюю часть ракеты. Оказывается, всё-таки был удар о посадочную площадку, в топливном отсеке произошло воспламенение и включилась автоматическая система пожаротушения. Не помогло.
Кадр из видео YouTube / Cosmic Perspective
И всё же прогресс очевиден, по крайней мере по сравнению с тем, что было до сих пор: впервые этот корабль хотя бы проделал всё, что нужно, от начала и до конца без сбоев.
Тернии
Испытания прототипов начались в апреле 2019 года. С тех пор их было в общей сложности уже 16. Корабль тестировали по частям.
Starhopper
Кадр из видео YouTube / SpaceX
По сути, нижняя часть корабля. Запускали трижды, летал на одном-единственном двигателе: на высоту одного метра, а затем — 20 и 150 метров. Практически всё успешно, правда, в третий раз в самом конце полёта двигатель вышел из строя. Но взрыва не было.
Starship Mk1
Кадр из видео YouTube / LabPadre
Это та часть, где находится топливо. Задача была проверить, насколько она герметична. Неудача: плохо сварены швы.
Starship SN1
Кадр из видео YouTube / NASASpaceflight
Это был тест на давление: снизу шёл наддув жидким азотом.
Starship SN2
Кадр из видео YouTube / NASASpaceflight
Это то, что находится между стархоппером и топливным баком, — "шайба", в которой закреплены двигатели. С ней всё нормально.
Starship SN3
Кадр из видео YouTube / NASASpaceflight
Проверка топливных баков. Один не выдержал, вслед за ним развалились и другие.
Starship SN4
Кадр из видео YouTube / NASASpaceflight
Топливные баки плюс "шайба". По отдельности испытаны успешно, а вот вместе взорвались: что-то не так с механизмом отсоединения от стартового стола.
Starship SN5
Кадр из видео YouTube / SpaceX
То же самое, что SN4, только на этот раз получилось: поднялся на 150 метров и благополучно сел.
Starship SN6
Кадр из видео YouTube / SpaceX
Аналогичен предыдущему прототипу, только двигатель усовершенствованный. Опять же, всё в порядке.
SN7
Под этим порядковым номером были проверки стальных баков: надо было посмотреть, какое максимальное давление они способны выдержать. Соответственно, давление увеличивали, пока они не лопались.
А теперь собираем все части этого конструктора, добавляем верхушку, в которой будут находиться люди либо ещё какой-то ценный груз, и получаем первый полноценный прототип.
Starship SN8
Кадр из видео YouTube / SpaceX
Поднялся на высоту 12,5 километра. Запускали уже на трёх двигателях. Два из них во время приземления неважно сработали: оказалось, что топливо подавалось под слабым напором. Из-за этого корабль не смог замедлиться как надо, и "Старшип" рухнул и разбился.
Starship SN9
Взлетел на десять километров, успешно повернулся горизонтально, стал снижаться, снова "встал" вертикально, но один из двигателей во время торможения не запустился вообще. Итог ясен.
Кадр из видео YouTube / Trevor Mahlmann
Соответственно, следующий, 11-й прототип должен будет сделать очередной шаг — взлететь, сесть, — и желательно, чтобы вообще ничего не случилось ни до, ни во время, ни после. Обещают испытать после 24 марта.
Как будет летать Starship в итоге
Разумеется, сам корабль с заявленным грузом — полторы сотни тонн — не сможет на своих шести двигателях преодолеть земную гравитацию, для этого ему нужен сверхтяжёлый носитель Super Heavy с 28 двигателями. Его создают на основе успешно летающих "фальконов". Итого получается конструкция высотой в 120 метров.
Кадр из видео YouTube / SpaceX
После того как Super Heavy доставит корабль на орбиту, он отделится и вернётся на Землю. У Starship после этого, по сути, два варианта, в зависимости от поставленной задачи. Если надо что-то или кого-то доставить, скажем на МКС, то больше ничего не требуется: корабль выполнит миссию и тоже прилетит обратно. А вот если нужно отправиться к Луне или Марсу, понадобится дозаправка в космосе. Для этого специально создаются точные копии "Звёздного корабля" с одним-единственным отличием: их груз — топливо, а именно — жидкий метан плюс жидкий кислород в качестве окислителя. Так и называются: Starship Tanker.
Куда Starship будет летать
На околоземную орбиту
Помимо полётов к МКС предполагается использовать корабль для доставки спутников и других полезных грузов. В SpaceX подчёркивают, что "Старшип" вполне мог бы поднять в космос телескоп "Хаббл" и, вообще, он самый вместительный.
Вокруг Земли за 60 минут
Существует проект международных перелётов на Starship. По расчётам, корабль может доставить пассажиров, скажем, из Лондона до Нью-Йорка менее чем за полчаса.
Кадр из видео YouTube / SpaceX
На Марс
В 2017 году глава SpaceX Илон Маск на презентации этого проекта показал, что для экспедиции к Красной планете надо будет запустить вслед за первым "Старшипом" пять танкеров. Они стыкуются с кораблём, вливают топливо и улетают домой. А корабль готов к долгому путешествию. До Марса лететь шесть-восемь месяцев.
Кадр из видео YouTube / SpaceX
Кстати, это заправка только для полёта в один конец. Чтобы вернуться на Землю, нужно будет заблаговременно наладить производство топлива на Марсе.
К Луне
Во-первых, NASA выбрало SpaceX в качестве одного из подрядчиков по программе "Артемида", нацеленной на возвращение людей на Луну. Уже разрабатывается соответствующая версия корабля: Starship Lunar lander. Он сможет спускать астронавтов с окололунной орбитальной станции Gateway на поверхность и поднимать их обратно.
А во-вторых, есть проект DearMoon. Это будет шестидневный полёт: Starship долетит до Луны, облетит вокруг неё и отправится назад. Прямо как у Жюля Верна в книге "Из пушки на Луну". А ещё это траектория знаменитого "Аполлона-13" (вспоминаем фразу "Хьюстон, у нас проблемы" из фильма с Томом Хэнксом). Миссия намечена на 2023 год. Полетят миллиардер из Японии Юсаку Маэдзава и ещё восемь человек, для которых он выкупил билеты.
Кадр из видео YouTube / Yusaku Maezawa
Несколько дней назад завершился приём заявок от великого множества желающих со всей Земли. Маэдзава хочет, чтобы это были люди разных творческих профессий, которые получат в космосе вдохновение для создания новых произведений.
Самое интересное из мира науки и технологий — в телеграм-канале автора.