Регион

Уведомления отключены

Богатые тоже платят. Как налоговая будет контролировать налоги обеспеченных россиян

Минфином подготовлен специальный регламент, наделяющий все инспекции Федеральной налоговой службы в России достаточно широкими полномочиями по контролю за теми гражданами, кого региональные инспекции для себя признают "крупными плательщиками". В том, кто из россиян может попасть в новую категорию повышенного контроля со стороны налоговиков и чем это грозит остальным, разбирался Лайф.

23 мая, 21:40
<p>Фото © ТАСС / Ярослав Чингаев</p>

Фото © ТАСС / Ярослав Чингаев

Новый регламент, подготовленный Минфином о правилах учёта и проверок крупных налогоплательщиков — физических лиц (есть у Лайфа), впервые разворачивает идею о возможности постоянного мониторинга доходов и расходов граждан. Сперва тех россиян, кого фискалы сочтут значимыми налогоплательщиками, а далее система логично распространяется на всех.

Документ логически продолжает усилия налоговой службы по контролю крупных доходов граждан: в апреле 2021-го ФНС уже утвердила порядок формирования справочника крупнейших налогоплательщиков — физических лиц (приказ № ЕД-7-22/342@). Данный документ регламентирует то, какие сведения о россиянах могут собираться и обрабатываться вне налоговых проверок для целей налогового администрирования (персональные данные и коды налогового учёта).

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Итак, в том случае, когда физлицо будет поставлено на учёт как крупный налогоплательщик, ему придёт об этом уведомление от инспекции. И в течение пяти дней после отправки уведомления налоговая автоматически должна получить доступ ко всем сведениям об этом физлице, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и иных информационных ресурсах. И до того момента, пока территориальная инспекция не решит, что данный гражданин больше не представляет для неё интереса и официально не исключит его из программы мониторинга, эта информация будет собираться и обрабатываться. А те, кто попадёт "на карандаш" налоговой службы, будут ждать проверок и неприятных вопросов от инспектора. В частности, на какие средства была куплена та или иная недвижимость, что за переводы приходят к нему на карту и насколько его расходы соответствуют доходам.

Правда, в настоящее время пока не определены критерии (сумма средств на счетах, подлежащих контролю, годовые обороты, наличие/отсутствие дорогостоящей недвижимости и т.д.), которыми должны руководствоваться инспекции при постановке на свой учёт гражданина в качестве "крупного налогоплательщика", но, скорее всего, по аналогии с юридическими лицами (для них критерии определены приказом Минфина № ММ-3-06/308@) свой интерес налоговики будут обосновывать не отдельными величинами, выраженными в конкретных цифрах, а "показателями финансово-экономической деятельности за отчётный год", то есть тогда, когда сочтут нужным.

Идея об усилении контроля за доходами и расходами граждан появилась не вчера, — замечает аналитик, кандидат экономических наук Олег Абелев. — С точки зрения ФНС вполне логично на начальных этапах фокусироваться на более состоятельных гражданах. Это проще хотя бы потому, что таких россиян в процентном соотношении к остальным гражданам меньше, да и работать с ними "прибыльнее", потому как в случае выявления нарушений сумма взысканий в виде штрафов и доначислений, очевидно, будет значительно выше, чем, например, за нарушения, выявленные у самозанятого.

Однако при расплывчатости формулировок и отсутствии числовых критериев, закреплённых по каждому региону РФ, получается, что для разных инспекций понятие "физическое лицо — крупный налогоплательщик" может быть разным. Судя по тексту, который зарегистрирован на портале Госдумы, идея регламента в том, чтобы территориальные инспекции самостоятельно определяли, кто на подконтрольной им территории может входить в перечень этих самых налогоплательщиков, за которыми будет установлен пристальный контроль. Но в целом идея своевременная: по данным аналитиков компании Frank RG, в России за "пандемийный" 2020 год количество долларовых миллионеров с состоянием от $5 млн увеличилось на 10% (до 41 000 человек).

Я думаю, что даже если ФНС вообще не обозначит никаких цифр, определяющих, кто же из граждан, по её мнению, является "крупным налогоплательщиком", то тех россиян, которые сами распоряжаются деньгами на своих банковских счетах, не занимаются обналом, не отмывают преступные деньги и не имеют предпринимательского статуса, ни на какой спецучёт налоговики ставить не будут, — считает ведущий финансовый эксперт компании "Аналитика-онлайн" Глеб Задоя. — Хотя я не исключаю, что некоторые владельцы ИП могут попасть в некий "перманентный контроль" ФНС, особенно если их деятельность связана с большими денежными оборотами, например при оказании брокерских или сложных финансовых услуг.

Фактическая ликвидация банковской тайны, отслеживание соцсетей и тотальный мониторинг движения средств по обычным и карточным счетам в банках — всё это теперь объективная реальность.

Постсоветская эпоха "серых" доходов, похоже, стремится к своему завершению. Насколько регламенты, инспирируемые Минфином и ФНС, улучшат жизнь простых россиян, сказать сложно, но было бы логичным, если бы "в прицел" налоговой в первую очередь попали те граждане, кто каким-то образом участвует в контроле иностранных компаний (например, в качестве акционера), переводит крупные суммы за границу или делает инвестоперации в России, но пользуется крупными налоговыми вычетами. Очевидно, что при таком подходе в первых строчках проверочного списка окажутся не только некие частные предприниматели, через чьи счета, возможно, бездекларативно проходят крупные средства, но и родственники разноуровневых чиновников. Вот тогда для государства эффект будет явно положительным.

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!

Новости партнеров

Layer 1