Сможет ли новый российский истребитель "убить" F-35
Долгое время эксперты считали, что Россия догоняет США и другие страны в разработке истребителей пятого поколения. Новая машина должна расставить участников технологической гонки по своим местам.
Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, "Военное дело"
Кто у кого воровал?
После публикации снимков нового истребителя пятого поколения, спроектированного ОАК, у экспертов и рядовых пользователей Сети возникла масса вопросов. Некоторые увидели в новой машине сходство с истребителями пятого поколения зарубежного производства, другие открыли для себя принципиально новый дизайн. Наиболее частым стало сравнение с американским F-35, спроектированным в рамках программы Joint Strike Fighter. Победителем в этой программе вышел прототип компании Lockheed Martin X-35, однако вторая машина, принимавшая участие в конкурсе, была незаслуженно забыта. Дизайн Boeing X-32 показался ряду экспертов не столько угрожающим, сколько забавным — массивный воздухозаборник создавал "улыбку" грозному истребителю с цельноповоротными килями.
Истребители Х-32 (слева) и Х-35 (справа). Фото © Wikipedia
Лёгкости самолёту добавляло поворотное сопло двигателя для вертикального взлёта и посадки, которое, по сообщениям ряда СМИ, американцы... украли в России. Сотрудничество между Lockheed и ОКБ им. Яковлева действительно было — в 1995 году "яковлевцы" даже получили добро на помощь американцам в разработке новой машины короткого взлёта и вертикальной посадки. Считалось, что поднявшийся в воздух в 1987 году истребитель Як-141 по своей конструкции опередил аналогичные разработки в США и Великобритании на десять лет. Правда, позднее выяснилось, что конструкцию поворотного сопла для двигателей Як-141 впервые придумали для самолёта Convair Model 200 в 1972 году. Через какое-то время скандал постепенно начали забывать. F-35 пошёл в серийное производство, и фактически конкурентов у машины просто не было. Единственный самолёт, способный противостоять американской машине, списали в начале нулевых.
Почти пятое поколение
Параллельно с созданием самолёта Як-141 в СССР/России работали и над другой машиной — многофункциональным истребителем МиГ-1.44. Фактически эту машину создавали одновременно с перспективными истребителями пятого поколения в США, но, несмотря на то что в активную фазу программа перешла к концу 80-х – началу 90-х, первый прототип поднялся в воздух с десятилетней задержкой — лишь в феврале 2000 года. К тому моменту в США на финальных испытаниях находился F-22 Raptor, а в том же 2000 году совершили первый полёт два американских прототипа пятого поколения — X-32 и X-35. Несмотря на то что американцы успели сделать гораздо больше, российские специалисты тоже дошли до определённого уровня в развитии технологий.
МиГ-1.44. Фото © Wikipedia
Машина с передним горизонтальным оперением взлетала с аэродромов быстрее машин поколения 4++ и благодаря более тяговитым двигателям с управляемым вектором тяги могла вести "высотный манёвренный бой" с полной боевой нагрузкой. Но догнать по малозаметности и боевым возможностям основных конкурентов российские авиастроители смогли лишь после первого полёта истребителя Су-57. С того момента игра в битве за полноценный истребитель пятого поколения пошла на равных. Отечественным специалистам удалось главное — сократить технологический разрыв с США до нуля.
Сопротивление воздуха
Единственной проблемой все эти годы было одно — как такового официального списка свойств, которыми должна обладать машина пятого поколения, до сих пор нет. За условную базу приняты возможность бесфорсажного полёта на сверхзвуковой скорости, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) — на уровне около 0,2 — и способность нести основное вооружение во внутренних отсеках. Этой философии придерживаются практически во всех проектах: в турецком TF-X, корейском KAI KF-X, китайском Chengdu J-20, британском Tempest, японском X-2 Shinshin и, конечно, в российском Су-57.
Визуальное сходство всех машин объясняется просто. Для каждой из них выбрана одна из самых удачных аэродинамических схем — моноплан с высокорасположенным трапециевидным крылом. При этом истребитель F-35, по словам аспиранта Уппсальского университета, аэродинамика Андрея Раковцева, представляет из себя "ухудшенную копию" первого прототипа, а новейший российский истребитель, напротив, построен "на стыке технологий" пятого и шестого поколения авиационной техники.
В мае 2021 года генерал-лейтенант ВВС США Клинтон Хиноте заявил, что доведение авиационной техники до стандарта шестого поколения будет проходить по технологической спирали. На каждом витке технологий будет появляться решение, которое приблизит истребители к шестому поколению. Предпоследним этапом в этой спирали считаются разнесённые кили и "бесхвостная" схема планёра с минимальным количеством рулевых поверхностей. Если внимательно приглядеться, то частично этим требованиям соответствуют только некоторые самолёты. Это китайский J-20, американские F-22 и F-35. Последний американцы проектировали с большим запасом на модернизацию. А вот российский Су-57 и новый лёгкий истребитель ещё на этапе прототипа переросли пятое поколение, поэтому если их серийное производство будет идти в хорошем темпе, то догонять будут уже американцы
По словам Раковцева, добиться малозаметности на российских машинах удалось благодаря опыту в создании крыла с особым профилем — его форму моделирует специальная программа, а для наибольшей эффективности с её помощью инженеры "закручивают" кромку крыла и экспериментируют с формой воздухозаборников, проектируют управляющие поверхности и создают схему механизации крыла.
Ответный удар
Фото © Wikipedia
Авиационные инженеры уверены, что при создании нового российского истребителя был использован весь многолетний опыт в проектировании боевых самолётов. В конструкции новой машины угадываются решения, отработанные на истребителях МиГ-1.44, Су-37 и Су-47 "Беркут", Су-57 и МиГ-35. Сходство с истребителем F-35, по мнению специалистов, исключительно концептуально. И роднит два самолёта только форма фюзеляжа, два крыла и V-образный хвост.
Технологической гонки между новейшей российской машиной и американским F-35 в данный момент нет. Однако превосходство в бою, из-за которого такие машины и покупают за рубежом, измеряется не только технологиями, но и возможностью производить такие истребители быстро, массово и с должным качеством. Для того чтобы машина заняла достойное место на рынке вооружений, необходимо закончить работы над двигателем пятого поколения, перспективным фотонным радаром и другим оборудованием. Если этот путь пройти в ближайшие пять лет, то в России появится машина с боевыми возможностями, недоступными для зарубежных конкурентов.
Прорыв, который США совершили, использовав в F-35 технологии истребителя Як-141, уже ликвидирован — современные российские машины быстрее, манёвреннее и значительно дешевле в производстве, чем американские. Осталось закрепить преимущество и добавить в "модельный ряд" второй лёгкий истребитель. Если машину доделают в срок и она понравится военным, у нового истребителя появятся все шансы сбросить F-35 c небесного трона.