Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Кто может полыхнуть после Казахстана — Узбекистан или Туркмения — и о чём предупредил Лукашенко

Политолог Дмитрий Родионов — о том, почему России грозит трансфер боевиков в случае нестабильности и "майданов" в республиках Средней Азии.

11 января 2022, 21:40
12075
Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Уроки из ситуации в Казахстане должны быть извлечены прежде всего в Узбекистане, считает президент Белоруссии Александр Лукашенко. По его словам, за событиями в Казахстане стоят внешние силы, однако были и внутренние причины. "Если мы этого не поймём, будем пенять только на внешний фактор, можем получить повторение событий", — заявил он. Глава Белоруссии также подчеркнул, что на границе Казахстана скопилось немало международных террористов и "желающих взорвать ситуацию вокруг центральноазиатских постсоветских республик". Он призвал Казахстан и Киргизию решить накопившиеся проблемы.

"Уроки, о которых много говорили, должны извлечь, простите за это, прежде всего Узбекистан. Если эти уроки не будут извлечены, по нашей информации, их взгляды брошены в том числе и на Узбекистан", — добавил Лукашенко. Чьи именно взгляды брошены, он не уточнил, но очевидно, что речь о тех же силах, что пытались поджечь Казахстан.

Небольшое отступление. В начале 2019 года финансируемый Пентагоном аналитический центр RAND опубликовал доклад "Растягивание России: ведение конкурентной борьбы с выгодных позиций". В 350-страничном документе предлагается предпринять ряд мер для "сдерживания России": предоставить Украине летальное оружие, усилить поддержку сирийских повстанцев, содействовать смене режима в Белоруссии, использовать напряжённость на Южном Кавказе, уменьшить влияние России в Центральной Азии. В реальности всё выглядит по списку: уровень вооружения Украины увеличился в прогрессии, в Белоруссии попытались качнуть режим, разморозили конфликт в Карабахе, на очереди оказались Казахстан и Средняя Азия.

То, что мы увидели в Казахстане, отличается от классических постсоветских "майданов" — это скорее похоже на "арабскую весну" в Ливии и Сирии, где "протестующие" сразу начали убивать силовиков и захватывать города, развязав полноценную гражданскую войну. На фоне вывода войск США из Афганистана задача стала более актуальной и выполнимой — откуда взялись 20 тысяч террористов в Алма-Ате? Сейчас у них все пути-дороги открыты для того, чтобы натравить на регион армии террористов. А тут ещё ООН предупреждает о гуманитарной катастрофе в Афганистане — это непременно пустит метастазы в Туркестан, хлынут волны беженцев...

Как говорит российский посол в США Анатолий Антонов, тысячи радикалов наводнили Казахстан после того, как Штаты вывели из Афганистана свой воинский контингент. Прошлым летом распространились слухи, что в Казахстан прибыло 70 тысяч беженцев из Афганистана. Власти эту информацию опровергли, но сколько реально их прибыло и кто эти люди? Откуда взялось 20 тысяч боевиков в одной Алма-Ате?

А Узбекистан не наводнили радикалы? Власти Узбекистана официально приняли 150 беженцев, которых потом якобы вернули. Но так ли это на самом деле? А сколько было собственных граждан, возвращённых из Сирии? Ещё в 2015 году американский исследовательский центр Soufan Group подготовил доклад, в котором говорилось о том, что в рядах ИГИЛ* воюет 300 казахстанцев, 386 таджикистанцев, 500 узбекистанцев, 500 граждан Киргизии и 360 граждан Туркмении. Не 20 тысяч, но достаточно, чтобы начать.

Кстати, в Узбекистане едва ли не с первых дней независимости ведётся жёсткая борьба с исламистами. Влившееся в 2015 году в ряды ИГИЛ* Исламское движение Узбекистана* ещё в 90-е и нулевые успело отметиться на территории почти всей Центральной Азии: его сторонники повоевали в Таджикистане, поучаствовали в конфликте талибов* с пакистанскими властями, вторгались на территорию Киргизии, устраивали там теракты.

События в Казахстане во многом стали "чёрным лебедем", никто не мог их предсказать. Нужно отметить, что проблемы во всех странах региона одинаковые. Обратите внимание на слова Лукашенко о внутренних проблемах!

Несменяемость власти, недемократичный (а зачастую откровенно по-восточному семейный) характер режимов, их политическая и экономическая многовекторность, коррупция, клановость, нищета населения, превращение стран в сырьевые колонии западных ТНК и арены столкновений геополитических интересов крупных держав, откровенное заигрывание властей с национализмом, угроза роста исламизма. Всё это в одинаковой степени относится и к Казахстану, и к Узбекистану, и к Таджикистану, и к Киргизии, и к Туркмении. В последней не надо обманываться "всенародной любовью" к "вождю" — увидите ещё, как легко могут полететь памятники Ниязову и Бердымухамедову, — так же, как памятники Назарбаеву на прошлой неделе!

Всё это, повторюсь, происходит на фоне резкой дестабилизации Афганистана и недвусмысленных намёков США на желание вернуть в регион свои военные базы. Ещё весной было понятно, что Вашингтон будет специально дестабилизировать республики, склоняя их к необходимости сотрудничества. Вскоре полыхнуло на таджикско-киргизской границе. Теперь вот Казахстан. При этом у Таджикистана, Киргизии и Казахстана есть преимущество — они члены ОДКБ, и на днях мы убедились, что организация способна защитить своих членов. А Туркмения? А Узбекистан?

Вчера депутат Леонид Калашников заявил, что на фоне событий в Казахстане Узбекистан может вернуться в состав ОДКБ: мол, в Ташкенте осознали, что помочь в случае чего им некому. Однако узбекский политолог Mano Бахтиёр Эргашев заявил, что страна имеет опыт по отражению нападений локальных террористических групп, а в случае возникновения серьёзной внешней угрозы вряд ли вернётся в ОДКБ, а обратится за помощью к России в рамках союзнических отношений.

Думаю, это вполне можно считать официальной позицией властей, которые постоянно подчёркивают свой нейтральный статус, прописанный в конституции. К тому же Узбекистан своей многовекторностью всегда выделялся даже на фоне соседей. Страна была в ОДКБ с первых дней основания. Сам договор, лежащий в основе структуры, был подписан в Ташкенте в 1992 году, из-за этого его также называют Ташкентским договором. Правда, в 1999-м Узбекистан из ОДКБ вышел. В 2006-м, правда, вернулся, но лишь для того, чтобы снова выйти в 2012-м.

Если попытаются дестабилизировать Узбекистан и власти напрямую попросят помощи России, мы её окажем. Не столько для них, сколько для себя. Ведь дестабилизация Средней Азии — это попытка дестабилизации России. С Узбекистаном у нас нет общей границы. Так ведь и у Казахстана нет общей границы с Афганистаном или, тем более, с Сирией. Мы уже видели, как боевики спокойно перемещаются через всю Среднюю Азию. А с Казахстаном у нас 7,5 тысячи км границы, полностью обезопасить которую невозможно.

Да, у нас там в ЦВО есть две полноценные общевойсковые армии (2-я в Самаре и 41-я в Новосибирске), но задача армии — останавливать вторжение других армий, а не ловить просачивающихся террористов. Невозможно пистолетом или автоматом остановить нашествие клопов.

Кстати, интересно, куда делись боевики из Казахстана? По официальным данным, обезврежено около десяти тысяч, а остальные? В одной только Алма-Ате в два раза больше было! Затаились ли они в казахских горах или ушли в Узбекистан, откуда многие и пришли? Или, может, просочились в Россию? Да и зачем нужно идти через границы, тем более нескольких государств? В прошлом году в Россию из Узбекистана только официальных трудовых мигрантов въехало 63 тыс. Все ли они добропорядочные граждане? А сколько неофициальных...

Сегодня Средняя Азия стремительно, на глазах, превращается в пороховую бочку в "подбрюшье" России, фитиль которой уже подожжён той же спичкой, что зажгла Афганистан. И события в Казахстане показывают, что полыхнуть может в любой из республик и в любой момент. В Казахстане с наскока не получилось, но это только начало игры. Кто следующий?

* Организации, запрещённые на территории России.

Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!