Автомобильные бренды, которые передумали уходить из России
Деньги и рынки сбыта для производителей оказались дороже давления со стороны Запада.
Обложка © Shutterstock
Представители французского концерна Renault заявили, что производственная деятельность группы в Москве приостанавливается с 24 марта. В Минпромторге России заявили, что находятся в постоянном контакте с руководством АвтоВАЗа и группы "Рено". На деле манёвр французских промышленников может оказаться показательным — в реальности об уходе концерна из России речь не идёт.
Какие компании уходят с российского рынка в 2022 году
В первые дни спецоперации России на Украине такие автомобильные бренды, как Audi, General Motors, Volkswagen, Skoda и Jaguar Land Rover, приостановили поставки автомобилей на российский рынок. Вслед за этим произошёл скачок цен, а некоторые предприятия в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калуге, Нижнем Новгороде, Тольятти, Ижевске, Калининграде временно приостановили работу, чтобы адаптироваться к новым условиям. К началу марта объём производства сократился на 45%.
В настоящий момент Минпромторг ведёт переговоры с зарубежными брендами на предмет выстраивания дальнейшей перспективы. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, иностранные автопроизводители должны принять решение до конца марта, ведь простаивание предприятий приводит к неуплате налогов и деградации производств. Несколько крупных производителей не стали медлить с ответом и уже заявили, что останутся на российском рынке.
Южная Корея: Hyundai, Kia и Genesis
Фото © Unsplash / The Punisher
Корейцы одними из первых определились со своей позицией и в целом не стали отрицать, что российский рынок — стратегический для их существования. Министерство торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи ещё в начале марта заявило, что автомобили будут по-прежнему поставляться в Россию. Формально ряд произведённых в Южной Корее товаров подпадал под американское правило FDPR (когда компании перед экспортом нужно получить одобрение Вашингтона), но потом американская сторона признала, что Сеул можно считать исключением при условии, что там не будут поставлять России технику для военных нужд. Сразу же после этого компании Hyundai, Kia и Genesis сообщили, что останутся в нашей стране.
Это значит, что предприятие HMMR под Санкт-Петербургом, где собираются очень популярные в России автомобили Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio, продолжит работу, как и располагающийся неподалёку завод по производству двигателей для этих машин. Калининградский завод "Автотор", где помимо Hyundai и Kia собирают Genesis, также продолжит работу в штатном режиме. По мнению автомобильных экспертов, высокая степень локализации южнокорейских автомобилей даёт производителям из Сеула большое преимущество перед европейскими конкурентами. По данным аналитиков "Автостата", за первую половину прошлого года 25% продаж пришлось именно на корейские бренды.
Директор по коммуникациям ГК "Автоспеццентр" Анна Уткина пояснила, что никто из автопроизводителей не озвучивал свои намерения полностью остановить работу в России.
Никто из зарубежных автопроизводителей, что есть в нашем портфеле, не объявил о том, что уходит из России. Все говорят о приостановке. То есть вопрос о том, что кто-то передумал, даже не стоит
КНР: Haval, Geely, Chery и другие
Фото © Shutterstock / Rebinworkshop
Крупный китайский бизнес отказался присоединяться к антироссийским санкциям, и поэтому неудивительно, что его автомобили также никуда не денутся. Компания Geely на российском рынке — с 2007 года, когда стартовало производство линейки её автомобилей на базе завода "Амур" в Новоуральске. Также налажено производство в Белоруссии. У этого бренда, согласно оценкам аналитиков, самый высокий индекс потребительской лояльности среди всех китайских производителей.
Компания Haval, также входящая в топ лидеров китайских автобрендов на российском рынке, тоже никуда не собирается уходить. Её производство сосредоточено в Туле. Дилеры компании в феврале продали 3569 автомобилей, что на 65% больше по сравнению с 2021 годом. Ходили слухи о проблемах с поставками машин бренда Chery. Позже выяснилось, что компания пересмотрела логистические цепочки, в настоящее время всё у неё идёт по плану. За февраль было продано 2907 машин Chery (это на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Сообщается, что бренды Changan, Dongfeng, Great Wall, FAW, DFM, GAC также сохраняют преданность российскому рынку.
Mazda, Mitsubishi, Subaru... или почему японцы не уходят
Фото © Unsplash / Komarov Egor
Во Владивостоке находится автозавод "Мазда соллерс мануфэкчуринг рус", являющийся совместным предприятием компаний Mazda Motor Corp. и "Соллерс". В начале марта компании пришлось выступить с опровержением появившейся информации о том, что она покидает российский рынок и приостанавливает поставку запасных частей.
Слух об уходе Mitsubishi с российского рынка основывался исключительно на публикациях в японской прессе. Но здесь повторилась ситуация, типичная для многих стран: заявления своим СМИ от представителей штаб-квартир зарубежных компаний и информация, поступающая от российских пресс-служб, — две разные вещи. Компания "ММС рус", отвечающая за продажу и обслуживание автомобилей в России, заверила покупателей, что кроссоверы, внедорожники и пикапы от Mitsubishi никуда не денутся.
Отгрузки машин дилерам, сборка, сервисное обслуживание — всё производится в штатном режиме. Головной офис компании "ММС рус", вопреки слухам, обошёлся без потрясений и сокращения штата. Компания Subaru также никуда не уходит. Завод Nissan также возобновит свою работу. Производители Toyota, Suzuki тоже заявляли о том, что никуда не уходят. Suzuki испытывает трудности из-за перебоев с поставками полупроводников, но запаса произведённых машин хватит на два-три месяца продаж (за это время компания надеется решить все свои логистические проблемы). Это касается и бренда Toyota.
Почему Европа не уходит: Peugeot, Opel, Citroen и Renault остаются в РФ
Фото © Unsplash / Robert Klank
Ещё в начале марта исполнительный директор Stellantis Карлос Таварес заявил, что никакая геополитическая ситуация не повлияет на работу российского завода в Калуге, где собираются автомобили Peugeot, Opel, Citroen. Как сообщалось, комплектующих для бесперебойного производства хватает. Поставщики компании Stellantis сосредоточены на юге Европы и севере Африки, и пока ни одна логистическая цепочка не прервалась.
Для компании Renault выход из российского рынка может обернуться колоссальными убытками. Терять российского клиента французы не хотят, ведь наш рынок для них — один из самых важных. Интересно, что даже президент Франции Макрон, по слухам, предпочитающий эту марку, в срочном порядке приказал придумать способ, как сохранить деловые отношения с Россией. Приостановка работы Renault в России может оказаться временной. Дополнительных заявлений по поводу паузы в работе не звучало, однако эксперты считают, что всему виной перестройка логистических цепочек, на которую требуется время.
Американский папаша: Jeep остался один
Фото © Unsplash / Cole Ankney
Есть предположение, что это единственная американская компания, которая не хлопнула дверью, но информация обновляется каждый день. Не так уж сильно и удивит, если кто-то из американцев последует примеру Jeep и продолжит свою работу в России. В конце прошлого года представители Jeep анонсировали выход в России внедорожника Grand Cherokee пятого поколения, а также обновлённых моделей Compass и Wrangler. Премьеры запланированы на вторую половину 2022 года, и пока их никто не отменял. Также на официальном сайте компании вовсю анонсируется выход первого электрического внедорожника, попутно успокаивая покупателей, что не прекратится и выпуск бензиновых автомобилей.
К 2023 году планируется выпуск гибридной модели на базе двигателя GME-T6 в сочетании с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач ZF. Так что Jeep тоже накрепко врос в российскую почву. Впрочем, это неудивительно, ведь Jeep входит в портфель брендов Stellantis, а о лояльности этого гиганта к России уже было сказано выше.
Какую марку автомобиля вы рассматриваете к покупке?