Как "Роскосмос" и NASA решают судьбу Международной космической станции
Глава российской космической корпорации заявил, что вопрос о дальнейшем сотрудничестве с западными странами на орбите предстоит обсудить с президентом Владимиром Путиным.
Обложка © Shutterstock
Позиция NASA по МКС
На Западе предельно внимательно наблюдали за приземлением капсулы корабля "Союз МС-19". Напомним, 30 марта 2022 года на нём вернулись на Землю космонавты Пётр Дубров и Антон Шкаплеров, а вместе с ними астронавт NASA Марк Ванде Хай. На фоне известных событий многие за рубежом, похоже, сильно обеспокоились тем, что может предпринять "Роскосмос" на МКС. Шуточное видео о том, как Россия отстёгивает свой сегмент от станции и оставляет на борту астронавта (а в кадре был именно Марк Ванде Хай), восприняли, очевидно, всерьёз. Стали обсуждать, может ли "Роскосмос" взаправду вот так взять и бросить человека. Дмитрий Рогозин даже специально высказался с успокоительными заверениями в том, что Марка, конечно же, благополучно заберут.
На полном серьёзе даже, насколько нам известно, сообщили матери этого астронавта о том, что "такая вот беда случилась и он по злой воле русских теперь будет вечно летать в космосе". Конечно, мы это восприняли сначала с большим удивлением, потом, конечно, это вызвало у нас крайнее раздражение, потому ничего, кроме спекуляций и неуместных намёков на недобропорядочность российских коллег, за этим не стоит
Так вот, судя, например, по публикации в авторитетном зарубежном издании Ars Technica, во время посадки "Союза МС-19" иностранцы следили буквально за каждым словом и движением россиян. И с облегчением отметили, что нет ни малейших признаков какой-либо вражды и вообще напряжённости. ЦУП поприветствовал Ванде Хая на его родном языке: Welcome back, Mark! ("Добро пожаловать домой, Марк!").
Мы всегда очень свято относимся ко всему, что касается критериев безопасности наших экипажей, работающих на Международной космической станции. И неважно, кто летит
Надо сказать, что на фоне известных политических событий NASA продолжало и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в сотрудничестве с "Роскосмосом" на МКС. Речь идёт и о взаимодействии на самой станции, и о совместных полётах к ней. На осень 2022 года намечен полёт россиянки Анны Кикиной на Crew Dragon, тогда же на "Союзе" должен отправиться к МКС астронавт Фрэнк Рубио.
— Несмотря на то что у NASA теперь есть корабль SpaceX Crew Dragon, обладающий более чем достаточными возможностями обеспечения пилотируемых миссий для США и Европы, с точки зрения ротации NASA хотело бы отправлять астронавтов на "Союзе". Почему? Потому что это гарантирует, что американский или европейский астронавт всегда будет присутствовать на борту, чтобы присматривать за западной половиной космической станции, даже если это всего один член экипажа, — пишет Ars Technica.
Осталось прояснить, насколько намерения NASA взаимны.
Позиция "Роскосмоса" по МКС
Фото © Wikipedia
Дмитрий Рогозин в интервью "России 24" объяснил, что всё будет зависеть от того, снимет ли Запад санкции против российских ракетно-космических предприятий, а именно — НИИ машиностроения, в состав которого входит Центр управления полётами, холдинга "Российские космические системы", который производит микроэлектронику для космоса, и самарского РКЦ "Прогресс". Санкции против "Прогресса" глава "Роскосмоса" назвал безумными, потому что именно там производят ракеты "Союз-2", на которых летают в том числе зарубежные астронавты. Ответа на вопрос о том, собираются ли западные страны отменять эти санкции, в "Роскосмосе" ждали до 31 марта. На момент записи интервью Рогозина для "России 24" ему пришёл ответ от главы NASA Билла Нельсона. Надо сказать, Нельсон всегда был горячим сторонником продления жизни МКС. Что же он пишет?
В присущих нашим американским коллегам расплывчатых формах сказано: NASA продолжит взаимодействие с федеральными агентствами и ведомствами США с тем, чтобы обеспечить бесперебойную работу в том числе российских партнёров на Международной космической станции. Подчеркну: в каком-то смысле это изъятие из санкций, то есть МКС им нужна, без русских они там не могут справиться, потому что никто, кроме нас, не может доставить топливо на Международную космическую станцию, никто, кроме двигателей наших грузовых кораблей, не может корректировать положение Международной космической станции, уворачивая её от космического мусора. Но санкции никто не отменяет
Позже Рогозин добавил, что ответ от Канадского космического агентства совпадает с посланием от NASA как "под копирку", а в ESA (Европейское космическое агентство) заявили, что предстоит спросить мнение у всех 28 стран Евросоюза. Теперь все эти сообщения "Роскосмосу" нужно будет "проанализировать".
Мы доложим нашу позицию Правительству Российской Федерации и, конечно, президенту Путину. Но очевидно совершенно, что эти санкции, которые объявлены против нашей страны, по большей части будут носить либо долговременный, либо вечный характер. Поэтому надо привыкать к новым условиям. И если мы уважаем себя, испытываем чувство достоинства национального, достоинства государства, то и поступать надо подобающим образом. Мы русские, россияне, мы были первыми в космосе, и мы не позволим кому-то нам диктовать, как нам себя вести, как нам и с кем работать
История создания МКС
Надо сказать, очень поучительная история. Она на самом деле началась с того, что американцы решили построить станцию Freedom. Она была задумана не как исключительно американская, это был международный проект с участием также Европы, Канады и Японии. Но дело не в этом, а в том, что без России всё это оказалось невозможным. Ни у одной страны мира не было и нет такого богатого опыта в строительстве космических станций, как у Советского Союза с его "Салютами" и "Миром".
Наша страна тем временем думала над проектом станции "Мир-2", но это было уже начало 90-х, так что стало совершенно ясно, что второй станции "Мир" не будет. Логика привела космические державы к тому, что 17 июня 1992 года Борис Ельцин и Джордж Буш подписали соглашение между Россией и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Практическим результатом этого стала программа "Мир" – "Шаттл". Космонавты и астронавты вместе летали на американских челноках к российской станции. А потом вместе собирали будущую МКС. И вот ещё примечательно: идею Международной космической станции NASA предложила Россия, а американские политики эту идею чуть не загубили: вселенский разум в Конгрессе США победил с перевесом в один голос: 216 "за" VS 215 "против".
МКС, июнь 2008 года. Фото © Wikipedia
Первый модуль МКС "Заря" строили на деньги NASA, и он до сих пор формально принадлежит американскому космическому агентству. 7 декабря 1998 года к нему пристыковали модуль Unity, а 10 декабря его люки вместе открыли Сергей Крикалёв и Роберт Кабана. Так началась целая эпоха.
Теперь она уже приближается к финалу. На станции в последние годы уже не раз бывали утечки воздуха, недавно случилось даже задымление. По оценкам руководителя полёта российского сегмента Владимира Соловьёва, 80% оборудования отечественной части станции уже выработали свой ресурс. По его прогнозам, после 2025 года на МКС начнётся целая волна поломок. Меж тем американская сторона (прежде всего в лице главы NASA Билла Нельсона) настаивает на продлении работы станции до 2030 года.
Любопытная статистика: за всю историю космонавтики на американских кораблях (а именно на Space Shuttle) слетало 18 российских космонавтов, меж тем "Союзы" доставили на орбиту 93 астронавтов из 17 стран.
С 2010 по 2020 год Россия была единственной страной, которая с помощью своих пилотируемых кораблей обеспечивала доставку международных экипажей на МКС. "Роскосмос" вёл монопольно эту работу. И, по сути, предоставляемая нами полётная возможность бесценна с точки зрения того, что без нас ни NASA, ни Европейское космическое агентство, ни JAXA (японское агентство) не справились бы с этой задачей
Можно ли отделить российский сегмент МКС?
Зарубежные специалисты ранее подчёркивали следующее: даже несмотря на то, что каждый сегмент — территория какого-то государства, просто так отстыковать часть космической станции нельзя юридически — это было бы нарушением Межправительственного соглашения (International Government Agreement, IGA), которое регулирует работу МКС и которое Россия подписывала в 1998 году. И тем не менее на Западе пребывают в размышлениях о том, что они будут делать, если русские всё-таки и впрямь отстегнут сегмент.
Конечно, каждая сторона утверждает, что станция погибнет именно без неё. Перст "Роскосмоса" указывает на грузовики "Прогресс", потому что именно их двигатели приподнимают орбиту МКС и не дают ей утонуть в плотных слоях атмосферы, они же помогают уклоняться от космического мусора и встречать прибывающие корабли. Американцы в ответ храбрятся, что они в случае чего обойдутся своими грузовиками Cygnus. Правда, этот ход "Роскосмос", похоже, предугадал и запретил поставлять в США двигатели РД-181 от НПО "Энергомаш" — именно на них летают ракеты "Антарес", на которых запускают Cygnus. Опять-таки в ответ звучат экспертные оценки, что этих двигателей в Штаты уже поставлено столько, что хватит на несколько ближайших лет.
Фото © Flickr / Roscosmos
Этот спор можно продолжать, видимо, ещё очень долго. Только зачем? В любом случае ясно, что, по сути, отстыковка сегмента МКС равносильна ампутации жизненно важной части тела, это смертельная травма и для той, и для другой половины: американский сегмент снабжает российский электричеством, а наш сегмент обеспечивает корректировку орбиты. И то и другое для станции как воздух.
И также ясно ещё одно. Станции уже много лет, рано или поздно её час пробьёт естественным образом, и тогда всё равно придётся отделять и затапливать модуль за модулем. Но прогрессивному человечеству совершенно не хотелось бы, чтобы это случилось раньше времени, а тем более чтобы это выглядело как враждебный жест. МКС — космический оазис дружбы. Так что хотелось бы в скором времени увидеть жизнеутверждающий видеоролик, например, под песню "Нам не жить друг без друга".
Могут ли отделить от МКС российский сегмент?