Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 апреля 2022, 11:05
12557

Папа римский из ада, Новый год на кладбище и другие самые жуткие картины в истории живописи

От одного взгляда на эти полотна берёт оторопь, а смотреть на них вы будете долго. В Международный день культуры собрали подборку страшнейших картин.

Василий Верещагин, "Побеждённые. Панихида" (1878–1879 годы)

Картина "Побеждённые. Панихида" Василия Верещагина хранится в Третьяковской галерее. Изображение © my.tretyakov.ru

Картина "Побеждённые. Панихида" Василия Верещагина хранится в Третьяковской галерее. Изображение © my.tretyakov.ru

Во время Русско-турецкой войны (1877–1878 годы) видеооператоров, конечно же, не было и их функцию выполняли художники. Такие, как известный баталист Василий Верещагин. Он сам участвовал в боевых действиях, был ранен и потерял родного брата. А ещё стал свидетелем издевательств турецких военных над телами русских. Именно этот сюжет и лёг в основу "Побеждённых". Сначала зритель обращает внимание лишь на священника, служащего панихиду. Но на самом деле картина изображает поле битвы, усеянное изуродованными трупами, и вырытую для них братскую могилу.

Янис Розенталс, "Смерть" (1897 год)

Картина Розенталса "Смерть" хранится в Латвийском национальном художественном музее. Изображение © Wikimedia Commons / Latvijas mākslas vēsture

Картина Розенталса "Смерть" хранится в Латвийском национальном художественном музее. Изображение © Wikimedia Commons / Latvijas mākslas vēsture

Янис Розенталс, пожалуй, самый известный латвийский художник. Славу ему принесла картина "Ликующие дети" (1901 год), но "Смерть" вряд ли можно обойти стороной. И она не обходит стороной никого, особенно ребёнка, изображённого на этом полотне. Мать малыша в недоумении смотрит на гостью в белом одеянии. Женщина будто не отдаёт себе отчёта в том, что дитя уже не принадлежит ни ей, ни этому миру. А Смерть просто выполняет свою работу: внимательно смотрит на новую жертву, неумолимо склонившись над ней с серпом в руке.

Фрэнсис Бэкон, "Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса" (1953 год)

"Папа" Веласкеса (слева) и "Папа" Бэкона (справа): найдите десять отличий. Изображения © Wikimedia Commons / Galleria Doria Pamphilj, Des Moines Art Center

"Папа" Веласкеса (слева) и "Папа" Бэкона (справа): найдите десять отличий. Изображения © Wikimedia Commons / Galleria Doria Pamphilj, Des Moines Art Center

Оригинальный "Портрет папы Иннокентия X" испанца Диего Веласкеса увидел свет в 1650 году. Спустя три столетия из-под пера британца Фрэнсиса Бэкона вышла его искажённая версия. Вернее, около 50 искажённых версий, одна из которых стала вполне каноничной. Когда Иннокентий X заказал Веласкесу свой портрет, художник вразрез со сложившейся традицией изобразил его предельно реалистично: хмурым и некрасивым пожилым человеком. Бэкон пошёл ещё дальше и превратил героя полотна в фантасмагоричного монстра с перекошенным от крика лицом. Эксперты до сих пор дискутируют, кого на самом деле нарисовал Бэкон. Возможно, самого Веласкеса или даже собственного отца.

Сергей Андрияка, "Новогодняя ночь" (1984 год)

Изображение © andriaka-art.ru

Изображение © andriaka-art.ru

Советский и российский художник Сергей Андрияка известен прежде всего уроками рисования на телеканале "Культура" и поездом-галереей "Акварель", который курсирует в московском метро. Несмотря на то что его работы неоднократно выставлялись в Третьяковке и Манеже, суперпопулярным художника назвать нельзя. Но одна картина запоминается всем, кто её увидел, без исключения. Андрияка написал её, услышав в автобусе историю женщины, которая похоронила единственную дочь и осталась совсем одна. С тех пор она каждую новогоднюю ночь проводит на кладбище, в окружении безмолвных могил. На переднем плане главная героиня и маленькая новогодняя ёлка, на заднем — сверкающая праздничными огнями Москва.

Кен Карри, Gallowgate Lard (Автопортрет) (1995 год)

Картина Gallowgate Lard хранится в Абердинской художественной галерее. Изображение © artuk.org / Aberdeen Art Gallery & Museums

Картина Gallowgate Lard хранится в Абердинской художественной галерее. Изображение © artuk.org / Aberdeen Art Gallery & Museums

Название картины Gallowgate Lard можно перевести как "Галлоугейтское сало". Так себя обозначил шотландец Кен Карри, написавший автопортрет. Чтобы придать работе натуралистичности, он добавил в масляные краски пчелиный воск. Вдохновение для своего отталкивающего "селфи" художник черпал в творчестве Фрэнсиса Бэкона, который тоже, как мы знаем, занимался поисками прекрасного в ужасном. А лейтмотивом всех работ Карри является неприглядная жизнь рабочего класса. Автор предпочитает не давать подробных объяснений смысла своих картин, чтобы зритель всегда сам пытался разгадать замысел, даже если его и нет. Недоумение — вот главная эмоция, которую Карри пытается вызвать своими творениями.

Обложка ©

artuk.org / Aberdeen Art Gallery & Museums

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar