Недружественная страховка: ОСАГО становится дороже и бесполезней
Центральный банк планирует обновить справочники запчастей, и в них будут добавлены запчасти-аналоги. Теперь качественно отремонтировать автомобиль по ОСАГО станет ещё сложнее.
Обложка © Агентство "Москва" / Кирилл Зыков
Центробанк опубликовал проект указания, который вносит существенные изменения в методику определения размера расходов на ремонт повреждённого автомобиля. Согласно документу, регулятор предлагает рассчитывать стоимость ремонта по ОСАГО с учётом цен аналогов оригинальных запчастей для автомобилей, произведённых компаниями из "недружественных" стран.
Как поясняют чиновники, эта мера вынужденная и временная. Мол, сейчас наблюдается дефицит запчастей, а как-то обеспечивать ремонт надо.
— Увы, но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное, — считает автоюрист Николай Трифонов. — Стоимость запчастей в справочнике и без этого годами была намного ниже рыночной, что позволяло страховым компаниям системно занижать выплаты и, по сути, заставлять водителей покупать для ремонта аналоги или запчасти, бывшие в употреблении. На оригинальные денег не хватало почти никогда. А сейчас это будет фактически закреплено в документе, в результате чего снизятся и выплаты. Люди получат вместо выплаты, которой хоть как-то хватало на ремонт, 30–70% от минимально необходимого.
По статистике ЦБ, за прошлый год страховщики собрали 225,5 млрд рублей премий по ОСАГО, превысив на 2,5% показатель 2020 года. На выплаты пришлось 143,6 млрд рублей, то есть всего лишь менее 64% от собранного. При этом законом об ОСАГО предусмотрено, что безубыточно страховщики могут работать с этим видом страхования, если выплаты не превысили 77 процентов от сборов, поскольку в оставшиеся 23 процента уже заложена фиксированная прибыль страховщика с каждого полиса, а также отчисления в фонд резервных выплат. Разница более чем в 30 млрд рублей — это фактически сверхприбыль, которую получили страховщики только в прошлом году за счёт занижения выплат пострадавшим в авариях.
ОСАГО дорожает
Фото © Агентство "Москва" / Кирилл Зыков
Но, несмотря на полученную сверхприбыль, стоимость полиса постоянно растёт. С этого года Центробанк РФ в очередной раз расширил на 10% границы тарифного коридора по ОСАГО. А с 1 апреля в РФ меняется система коэффициентов "бонус-малус" при расчёте цены полиса. В результате для автомобилистов, попадавших в аварии, страховка подорожает до 60%.
Между тем страховка уже стала неподъёмной для многих водителей. По оценке Российского союза автостраховщиков, примерно три миллиона автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО либо с фальшивыми полисами. Учитывая, что дорогая страховка покрывает всё меньшие убытки, таковых будет всё больше.
— Многие ездят без ОСАГО даже не потому, что оно дорогое, а потому, что фактически становится бесполезным, — отметила юрист Надежда Тимофеева. — Чтобы получить нормальные выплаты, приходится судиться со страховой компанией, что может занять не один год. Так что действия ЦБ по фактическому снижению размера выплат при резком повышении стоимости страховки в среднесрочной перспективе могут вообще убить систему обязательного страхования.
По статистике ЦБ, в прошлом году количество жалоб на неверные выплаты по ОСАГО увеличилось на 15 процентов, ежемесячно регулятор получает две-три тысячи заявлений на страховые компании.