Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Медлительный "Роскосмос", шустрый Илон Маск: Почему российские ракеты лучше, но SpaceX выигрывает

Как объяснил Лайфу известный эксперт, российские носители намного превосходят зарубежные с точки зрения технологий, но с их созданием есть трудности, которых у Маска нет.

6 мая 2022, 21:40
174517
Обложка © Shutterstock

Обложка © Shutterstock

Это правнук Сергея Павловича Королёва Павел Королёв у здания завода по производству ракет SpaceX — Falcon factory.

Правнук Сергея Королёва Павел у здания завода SpaceX. Фото © Из личного архива Андрея Королёва

Правнук Сергея Королёва Павел у здания завода SpaceX. Фото © Из личного архива Андрея Королёва

Цеха находятся в городе Хоторн в Калифорнии, это километрах в 20 от Лос-Анджелеса. Здесь делают обе ступени для Falcon 9. Здесь же производят её керосин-кислородные двигатели Merlin, здесь же — метановые Raptor для "марсианского" космического комплекса Starship. Кстати, в российском НПО "Энергомаш" узнали в "рапторах" "потомков" своих РД-270, созданных ещё под руководством Валентина Глушко для советской лунной ракеты УР-700.

Ещё один завод под двигатели SpaceX в 2021 году начали строить в Техасе, в городе Макгрегор, там находится площадка для испытаний составных частей будущих ракет. То есть после изготовления их везут туда. Ещё одна тестовая площадка SpaceX есть в штате Нью-Мексико. И после проверки надёжности носителей они уже отправляются к месту предстоящего запуска: на мыс Канаверал, в космический центр Кеннеди, на базу Ванденберг.

А в местечке Бока-Чика (это Техас, но от Макгрегора далеко, совершенно другая часть штата) воображение местных жителей поражает Starbase, там собирают исполинские Super Heavy (первая ступень) и, собственно, сами "звёздные корабли".

Starbase Илона Маска. Фото © Shutterstock

Starbase Илона Маска. Фото © Shutterstock

Примерно так и выглядит ракетная империя Илона Маска, по которой он без конца передвигается на личном самолёте. Его facilities (то есть все заводы и площадки SpaceX) разделяют расстояния, но объединяет общее руководство, притом довольно жёсткое: известно, что Маск увольняет людей нещадно и что он очень и очень требователен.

Теперь для сравнения посмотрим, как строится, скажем, ракета "Ангара". Сборка ступеней ведётся в Москве в Центре Хруничева и в Омске на предприятии "Полёт", которое является филиалом Хруничева. Но двигатели для ракеты делают другие заводы: для нижних ступеней используют РД-191 (керосин-кислород) производства НПО "Энергомаш" в Химках, для верхней ступени — РД-0124А (тоже керосиновый) от Воронежского конструкторского бюро химавтоматики.

Макет ракеты-носителя "Ангара". Фото © ТАСС / Михаил Джапаридзе

Макет ракеты-носителя "Ангара". Фото © ТАСС / Михаил Джапаридзе

Впрочем, Воронежское КБ вместе с Воронежским механическим заводом в 2007 году объединили с Центром Хруничева. И тем не менее российские ракеты — всегда результат кооперации, то есть совместных усилий нескольких разных предприятий. Именно в этом — самая большая разница между отечественным ракетостроением и тем, что делает Маск, подчеркнул в интервью Лайфу член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

Кооперация в ракетно-космической технике существует со времён Королёва, она была объективно необходима, но сейчас это атавизм. Маск от этого отказался и всё делает сам. В ракете Falcon Маск создаёт 100% стоимости. В ракете "Ангара" предприятие, которое её производит, — Центр Хруничева — создаёт 10% стоимости. Всё остальное создаёт кооперация

Андрей Ионин

Член-корреспондент Российской академии космонавтики

Кооперация в ракетно-космической технике существует со времён Королёва, она была объективно необходима, но сейчас это атавизм. Маск от этого отказался и всё делает сам. В ракете Falcon Маск создаёт 100% стоимости. В ракете "Ангара" предприятие, которое её производит, — Центр Хруничева — создаёт 10% стоимости. Всё остальное создаёт кооперация
Кооперация в ракетно-космической технике существует со времён Королёва, она была объективно необходима, но сейчас это атавизм. Маск от этого отказался и всё делает сам. В ракете Falcon Маск создаёт 100% стоимости. В ракете "Ангара" предприятие, которое её производит, — Центр Хруничева — создаёт 10% стоимости. Всё остальное создаёт кооперация

Именно за счёт полностью самостоятельного производства Маск добился сравнительной дешевизны своих ракет, заверил эксперт. И по той же причине ему гораздо проще модернизировать носители, добиваться новых преимуществ.

То, с каким темпом он меняет свои ракеты, конечно, никакому "Роскосмосу" не удастся. Для того чтобы что-то в ракете изменить, Маску достаточно собрать начальников своих отделов, а тому же Рогозину придётся собирать директоров десятков предприятий. Большинство, конечно, входят в "Роскосмос", но часть не входит. Они будут собирать своих и так далее. На что у Маска уходит один-два месяца, в "Роскосмосе" на это уйдёт год-полтора. Чтобы одно и то же изменение провести. И такая скорость изменений тоже влияет на себестоимость

Андрей Ионин

Член-корреспондент Российской академии космонавтики

То, с каким темпом он меняет свои ракеты, конечно, никакому "Роскосмосу" не удастся. Для того чтобы что-то в ракете изменить, Маску достаточно собрать начальников своих отделов, а тому же Рогозину придётся собирать директоров десятков предприятий. Большинство, конечно, входят в "Роскосмос", но часть не входит. Они будут собирать своих и так далее. На что у Маска уходит один-два месяца, в "Роскосмосе" на это уйдёт год-полтора. Чтобы одно и то же изменение провести. И такая скорость изменений тоже влияет на себестоимость
То, с каким темпом он меняет свои ракеты, конечно, никакому "Роскосмосу" не удастся. Для того чтобы что-то в ракете изменить, Маску достаточно собрать начальников своих отделов, а тому же Рогозину придётся собирать директоров десятков предприятий. Большинство, конечно, входят в "Роскосмос", но часть не входит. Они будут собирать своих и так далее. На что у Маска уходит один-два месяца, в "Роскосмосе" на это уйдёт год-полтора. Чтобы одно и то же изменение провести. И такая скорость изменений тоже влияет на себестоимость

По его словам, есть и ещё один выигрышный для SpaceX фактор: двигатели, которые делает компания, не суперсложные, не супервыдающиеся по технологическим характеристикам и оттого не слишком дорогие.

Двигатели, которые ставятся на "Ангару", великолепны с точки зрения технологий. Но по той же причине они дороже, чем у Маска на ракетах Falcon. Его двигатель Merlin существенно дешевле за счёт того, что он очень простой. А двигатель — это половина стоимости ракеты

Андрей Ионин

Член-корреспондент Российской академии космонавтики

Двигатели, которые ставятся на "Ангару", великолепны с точки зрения технологий. Но по той же причине они дороже, чем у Маска на ракетах Falcon. Его двигатель Merlin существенно дешевле за счёт того, что он очень простой. А двигатель — это половина стоимости ракеты
Двигатели, которые ставятся на "Ангару", великолепны с точки зрения технологий. Но по той же причине они дороже, чем у Маска на ракетах Falcon. Его двигатель Merlin существенно дешевле за счёт того, что он очень простой. А двигатель — это половина стоимости ракеты

Со времён Королёва и фон Брауна ракеты принято было строить с расчётом на их максимальную эффективность, на технологическое превосходство, а уж во что это обходилось, не было принято считать, объясняет Андрей Ионин. По его мнению, революция Илона Маска в том, что он первым решил сделать ставку на цену вопроса.

Илон Маск всем дал прикурить: и нашим, и американцам, потому что он предлагает свои ракеты для Пентагона и NASA в три, а то и в четыре раза дешевле, чем его американские конкуренты. Вот им действительно тяжело. Собственно, с этим и связаны периодически возникающие кампании против Маска в США. И нам досталось, и европейцам, и всем, потому что он предложил совершенно новый подход к ракетной технике

Андрей Ионин

Член-корреспондент Российской академии космонавтики

Илон Маск всем дал прикурить: и нашим, и американцам, потому что он предлагает свои ракеты для Пентагона и NASA в три, а то и в четыре раза дешевле, чем его американские конкуренты. Вот им действительно тяжело. Собственно, с этим и связаны периодически возникающие кампании против Маска в США. И нам досталось, и европейцам, и всем, потому что он предложил совершенно новый подход к ракетной технике
Илон Маск всем дал прикурить: и нашим, и американцам, потому что он предлагает свои ракеты для Пентагона и NASA в три, а то и в четыре раза дешевле, чем его американские конкуренты. Вот им действительно тяжело. Собственно, с этим и связаны периодически возникающие кампании против Маска в США. И нам досталось, и европейцам, и всем, потому что он предложил совершенно новый подход к ракетной технике

По сути, попросить тот же "Энергомаш" сделать не "царь-двигатель", а что-нибудь менее эпохальное, не представляется сверхзадачей, а вот что делать с традиционной кооперацией в ракетно-космической отрасли?

Если отказаться от кооперации, то тогда возникает вопрос: а что делать с теми предприятиями, которые делают двигатели? У Маска не было такой проблемы, он делал всё с нуля, поэтому у него не было вопроса, что делать с тем, что у него было, — у него ничего не было. А тем, у кого что-то есть, приходится думать: к примеру, Хруничев будет делать двигатели, а что будут делать предприятия, которые сейчас делают двигатели?

Андрей Ионин

Член-корреспондент Российской академии космонавтики

Если отказаться от кооперации, то тогда возникает вопрос: а что делать с теми предприятиями, которые делают двигатели? У Маска не было такой проблемы, он делал всё с нуля, поэтому у него не было вопроса, что делать с тем, что у него было, — у него ничего не было. А тем, у кого что-то есть, приходится думать: к примеру, Хруничев будет делать двигатели, а что будут делать предприятия, которые сейчас делают двигатели?
Если отказаться от кооперации, то тогда возникает вопрос: а что делать с теми предприятиями, которые делают двигатели? У Маска не было такой проблемы, он делал всё с нуля, поэтому у него не было вопроса, что делать с тем, что у него было, — у него ничего не было. А тем, у кого что-то есть, приходится думать: к примеру, Хруничев будет делать двигатели, а что будут делать предприятия, которые сейчас делают двигатели?

Исходя из этой логики, выходит, что в "Роскосмосе" пошли по верному пути, присоединяя к Хруничеву другие предприятия: это приближает к тому, чтобы ракетостроением руководила одна и та же железная рука. Кстати, не так давно внук Сергея Королёва — спортивный хирург Андрей Королёв — назвал Илона Маска "реинкарнацией" своего великого деда. По его глубокому убеждению, в России новый Сергей Королёв появится, когда за право двигать державу в космос снова будут конкурировать самые выдающиеся конструкторы.

https://static.life.ru/publications/2022/5/6/893294948206.3885.jpg

Фото © Shutterstock

В чём вы видите сейчас важнейшую цель России в космосе?

0
Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!