Мощность, цена и перспективы российского электрокара "Москвич"
На покинутом Renault московском автозаводе обещают "в перспективе" наладить выпуск отечественных электрокаров. Уже есть намёки — каких именно.
Прототип электромобиля "Кама-1". Фото © Санкт-Петербургский политехнический университет
Это предсерийный вариант — иначе говоря, прототип — российского электромобиля "Кама-1". Его презентовали в декабре 2020 года. Как сообщалось на сайте Петербургского политеха, машину разработал центр компьютерного инжиниринга СПбПУ при участии компании "КамАЗ" как индустриального партнёра.
Задний привод, электромотор на 109 лошадиных сил, под днищем — литийионная аккумуляторная "плита" на 33 киловатт-час. Два разъёма: для обычной зарядки и для быстрой. По примерным подсчётам автоэкспертов, за 30–40 минут можно запастись энергией на 100–120 километров пробега. Разработчики уверяют, что после полного цикла подзарядки можно с включённой печкой (которая питается от того же аккумулятора) проехать километров 250, а летом, то есть без печки, — и больше 300. Четыре сиденья. Правда, всё довольно компактно — машина длиной всего 3 метра 40 сантиметров. Можно сказать, электрический микроавтомобиль.
Прототип электромобиля "Кама-1" на презентации в декабре 2020 года. Фото © Санкт-Петербургский политехнический университет
И тем не менее это отечественный электрокар, который, как заявляется, будет стоить от одного с небольшим миллиона рублей. Впрочем, это, конечно, в минимальной комплектации, то есть без встроенного в руль планшета, беспроводной зарядки и прочих прибамбасов.
Я предполагаю, что такая машина будет стоить 1 миллион. В дальнейшем, возможно, цена всё больше будет приближаться к отметке 1,5 миллиона рублей
Электромобиль "Кама-1". Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов
По данным РИА "Новости", в стране запущен проект "Кама" и в него вложили свои личные деньги — по 360 миллионов рублей — генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян. Планировалось включить в проект и саму компанию "КамАЗ", доля её участия ориентировочно оценивалась в 25%. И уже на первый квартал 2022 года намечалась презентация совершенно нового электромобиля "Кама". Причём глава КамАЗа подчёркивал, что не нужно путать этот проект с "Камой-1". С другой стороны, с его же слов, новый электрокар будет продолжением уже созданного прототипа.
Когогин тогда посетовал, что у ПАО "КамАЗ" нет собственных производственных мощностей под строительство легковых автомобилей, поэтому компания рассматривает возможность открытия нового завода.
Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов
Такую возможность КамАЗу может предоставить недавний уход из Москвы компании "Рено". Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин рассказал на своём официальном сайте, что французский автопроизводитель решил закрыть своё производство на московском автозаводе (бывшем автозаводе "Москвич") и городское правительство намерено использовать это как шанс поддержать отечественный автопром.
Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич"
Градоначальник пишет, что главным технологическим партнёром "возрождённого" завода станет КамАЗ и что "в перспективе" на нём будут выпускать и электромобили. Как сообщили Лайфу в пресс-службе ПАО "КамАЗ", пока участие компании в "возрождении" автозавода — вопрос нерешённый.
Сейчас ведутся как раз переговоры о формате нашего сотрудничества как технологического партнёра, развитии и так далее
Как отметил глава пресс-службы автопроизводителя, компания ещё несколько лет назад пришла к выводу о необходимости заняться производством электротранспорта. По Москве уже ездит около 900 электробусов КамАЗа, разработан и готов к выпуску электрический мусоровоз "Чистогор". При этом компания интересуется и легковым транспортом.
Электрический мусоровоз "Чистогор". Фото © ПАО "КамАЗ"
Автоэксперт Пётр Баканов подчеркнул в интервью Лайфу, что в любом случае сейчас в стране есть лишь прототип электрокара и для налаживания его серийного производства потребуются огромные вложения. А что касается завода "Москвич", то, по его мнению, пока не ясно, будут ли там действительно производить именно российские автомобили.
Есть информация, что бренды "Москвич" с определённым логотипом сначала принадлежали марке Volkswagen, а сейчас есть информация, что они принадлежали ЗАО "Рено Россия". И из этого следует простой логичный вывод: чтобы сохранить производство и не вливаться в какую-то очередную авантюру, скорее всего, мы увидим ребрендинг тех моделей Renault, которые уже производятся на заводе "Автофрамос". Просто они будут идти под брендом "Москвич"
Такая версия имеет право на существование как раз потому, что нельзя просто прийти на завод Renault и на его же оборудовании начать выпускать "москвичи", подчеркнул эксперт. Он уточнил, что сейчас предприятие заточено под производство машин французского автопроизводителя и его переориентирование потребует внушительных средств.
Пётр Баканов считает, что самое серьёзное препятствие для внедрения электромобилей в России — неразвитая инфраструктура. Проще говоря, проблема с подзарядкой. При этом не везде можно подключиться бесплатно. Эксперт отметил, что многие российские владельцы электрокаров заряжают их самостоятельно на территории собственных домов и, соответственно, платят за расходуемое электричество.
Тяговые аккумуляторы Tesla. Фото © Virtustec.ru
Ещё один вопрос, что делать, когда отслужат своё аккумуляторы. К примеру, вот "плита" Tesla: 16 блоков по 444 ячейки в каждом. И заменить каждый такой блок, по примерным оценкам, стоит 5–7 тысяч долларов. А заменять придётся лет через восемь — во всяком случае, именно столько составляет гарантийный срок этих аккумуляторов.
По примерному представлению Петра Баканова, замена аккумуляторов "Камы" будет обходиться как минимум в десятки, а то и в сотни тысяч рублей. Впрочем, среднестатистический автомобилист через восемь лет просто меняет машину. И так или иначе это означает, что предстоит решить, куда девать ненужные батареи. А ведь такой мусор куда опаснее пластика.
Вам хотелось бы ездить на электромобиле?