Новый сбор на авиабилеты: Насколько вырастут цены
Авиационные билеты могут подорожать. Чиновники обсуждают новый сбор, который будет гарантировать компенсацию всем пассажирам за косяки авиакомпаний. Насколько подорожают перелёты, разобрался Лайф.
Фото © Shutterstock
То, что в правительстве обсуждают идею о создании специального резервного фонда для пострадавших пассажиров, подтвердил Минтранс. Согласно предложениям, пополняться фонд будет с помощью специального сбора, взимаемого при оформлении билета, он может составить от 70 до 260 рублей с одного полёта. Выплачивать из него средства будут авиапассажирам, перед которыми авиакомпания не выполнила свои обязательства, например в случае форс-мажорных обстоятельств (банкротство и т.д.).
Часть суммы предполагается перечислять не на счёт резервного фонда, а оператору системы за оказание услуги. Им может стать АО "Авиагарант" — компания, зарегистрированная в Едином госреестре юрлиц год назад с уставным капиталом один миллион рублей. По итогам 2021 года компания показала убыток в 19 тысяч рублей. По данным ФНС, в компании нет работников, а основной вид деятельности — разработка компьютерного программного обеспечения. Генеральным директором компании назначен вице-президент Транспортно-клиринговой палаты (ТКП) Алексей Шубенков.
Фото © Shutterstock
Резервный фонд будет направлять средства в том числе на пересадку клиентов обанкротившихся авиакомпаний на другие рейсы, а также на выплату возвратов за несовершённые перелеты, отмечается в письме вице-президента ТКП в Минтранс.
— Вообще-то, авиакомпании обязаны сами компенсировать все неудобства для пассажиров в случае любых форс-мажоров, — считает юрист по защите прав потребителей Лариса Зорина. — А как раз обязанность авиачиновников — следить, чтобы авиакомпании внезапно не обанкротились. Фактически новый сбор выглядит как навязанная страховка: вы платите ещё раз за то, за что уже заплатили. А прибыль уходит в чьи-то карманы.
Сейчас в стоимость билета для авиапассажиров уже включается несколько сборов, в том числе аэропортный, топливный, сервисный, плата за безопасность и обслуживание пассажиров, обслуживание самолётов в аэропортах, предоставление услуг диспетчеров и другие. Многие авиакомпании взимают сборы за вылет и посадку, причём не уведомляют об этом пассажиров, будто это часть тарифа. А в общей сложности сумма сборов может составить до 50% всей стоимости билета. Новый сбор не станет исключением и также будет способствовать росту цен: эксперты отмечают, что перераспределить в пользу нового сбора другие фактически невозможно, хотя в своём письме в Минтранс Шубенков обещает, что новый сбор планируется осуществлять "за счёт перераспределения сборов, установленных действующим законодательством", поэтому роста цен на авиабилеты не будет.
— Чиновник лукавит: сегодня ведь все сборы, которые включаются в конечную стоимость билета для потребителя, имеют своё целевое назначение, и поэтому как-то перераспределить их невозможно, — полагает юрист Валентин Залужный. — Так что мы просто получим рост стоимости билета в пользу некоторой компании. Хотя и правительство можно понять: авиации сейчас очень тяжело, текущий сезон переживут не все компании. Надо как-то гарантировать и показать потребителям, что они защищены.
В марте пассажиропоток в России упал на 20% (до 5,2 миллиона человек), в апреле спад составил 30% (до 5,03 миллиона) в сравнении с аналогичными периодами прошлого года.
Часто ли вы летаете?