Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Почему ответные санкции России могут разорить корпорацию Boeing

Компания уже приостановила производство на неделю. От срыва поставок пострадает не только завод, но и сотни авиаперевозчиков по всему миру.

6 июня 2022, 21:40
132320
Фото © James D. Morgan / Getty Images

Фото © James D. Morgan / Getty Images

Американская компания "Боинг" могла приостановить производство самолётов 737 MAX из-за санкций. По словам главного редактора портала AVIA.RU, который сделал это предположение, версий может быть больше, но всё сводится к тому, что "Боингу" страшно невыгодно терять контакты с Россией.

Что будет с "Боингами" в России?

3 июня стало известно, что в мае американская компания "Боинг" временно приостановила производство самолётов 737 MAX примерно на десять дней. Официальная формулировка была невинна и звучала так: "Из-за проблем с цепочками поставок комплектующих". Но на деле ситуация может быть куда тревожнее. Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров отметил, что обычно говорят, каких именно комплектующих не хватает, и "Боинг" всегда был открытой, достаточно откровенной компанией, но в этот раз откровений не случилось.

Они всегда рассказывали и указывали, где именно у них проблемы. Сейчас получается как-то размыто: каких-то комплектующих. Ни какой именно страны, ни каких комплектующих, почему не хватает — не сказано

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

Не секрет, что самолёты "Боинг" — продукт международной кооперации, в которой любой сбой поставок чреват рисками для производства. По словам Романа Гусарова, доминирование компании "Боинг" неслучайно и не просто так ей далось.

Оно даётся благодаря тому, что на них работают тысячи предприятий по всему миру, снабжают конвейер "Боинга". И, конечно, без них "Боинг" не стал бы нынешним "Боингом", и Америка бы не смогла выпускать по 600 самолётов в год. Это очень дорого. А благодаря международной кооперации половина рынка принадлежит компании. И что касается России — "Боингу" это было выгодно. Во всех отношениях. Во-первых, компания получает относительно дешёвый титан. И если бы где-то было дешевле, то "Боинг" закупал бы там. Но этого не происходило

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

Зависимость американской компании от российского титана, по словам эксперта, составляет порядка 30–40%. То есть по факту каждый третий самолёт полностью собран из российского титана. Несмотря на то что есть производители титана в Китае, Японии, Европе, наконец, в США (Howmet, TIMET и ATI), уже на протяжении без малого 25 лет "Боинг" отдавал предпочтение российской компании "ВСМПО-Ависма". А в 2011 году глава "Боинга" Джим Албау так и заявил: "Немного России есть в каждом производимом нами самолёте". Заменить такого поставщика, как "ВСМПО-Ависма", будет очень тяжело и очень дорого.

Фото © Larry W. Smith / Getty Images

Фото © Larry W. Smith / Getty Images

Это не просто какой-то титан как металл, это готовые изделия. То есть не просто какие-то чурки туда поставляют, а уже практически готовые изделия после штамповки, механообработки. "Боинг" получал почти готовую продукцию. То есть они потом их ещё обтачивают идеально и ставят на самолёты. Это силовая конструкция всего самолёта в первую очередь. И без этого никак

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

Это не просто какой-то титан как металл, это готовые изделия. То есть не просто какие-то чурки туда поставляют, а уже практически готовые изделия после штамповки, механообработки. "Боинг" получал почти готовую продукцию. То есть они потом их ещё обтачивают идеально и ставят на самолёты. Это силовая конструкция всего самолёта в первую очередь. И без этого никак
Это не просто какой-то титан как металл, это готовые изделия. То есть не просто какие-то чурки туда поставляют, а уже практически готовые изделия после штамповки, механообработки. "Боинг" получал почти готовую продукцию. То есть они потом их ещё обтачивают идеально и ставят на самолёты. Это силовая конструкция всего самолёта в первую очередь. И без этого никак

Почему без России не будет полупроводников и "Боингов"?

По словам Романа Гусарова, 2022 год показал, что в мире всё взаимосвязано сильнее, чем мы думали. Только в пул клиентов "ВСМПО-Ависма" входили или входят Rolls-Royce, Safran Aircraft Engines, Safran Aero Boosters, Safran Landing Systems, Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Blades Technology Limited, Zimmer, Orchid Orthopedic Solutions. По версии сайта "Авиация России", в январе 2022 года ПАО "ВСМПО-Ависма" заключило контракт с американской компанией Plymouth Engineered Shapes (до конца 2024 года), с испанским концерном Aernnova Aerospace (до 2028 года), в числе клиентов которого SpaceX, а также с американской компанией Barnes Aerospace (до конца 2026 года). "Боинг" — лишь верхушка айсберга, однако его поведение — часть симптоматики потрясений, которые испытывает сегодня мировая экономика.

Действительно, как оказалось, без России, которую мы сами привыкли считать газоколонкой/нефтеколонкой, в мире сложно производить и микрочипы, и самолёты, и даже айфоны на самом деле. Поэтому это (приостановка производства. — Прим. Лайфа) в том числе и следствие происходящих процессов

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

Действительно, как оказалось, без России, которую мы сами привыкли считать газоколонкой/нефтеколонкой, в мире сложно производить и микрочипы, и самолёты, и даже айфоны на самом деле. Поэтому это (приостановка производства. — Прим. Лайфа) в том числе и следствие происходящих процессов
Действительно, как оказалось, без России, которую мы сами привыкли считать газоколонкой/нефтеколонкой, в мире сложно производить и микрочипы, и самолёты, и даже айфоны на самом деле. Поэтому это (приостановка производства. — Прим. Лайфа) в том числе и следствие происходящих процессов

Эксперт не исключает, что дело не только в одном титане. Так, 3 июня стало известно, что Россия ограничила поставки неона за рубеж, что, по самым предварительным прогнозам, обернётся новым дефицитом чипов и попытками Запада договориться с Россией. По этому поводу Лайфу дал комментарий доктор экономических наук, эксперт Леонид Хазанов.

Это реальный удар по электронной индустрии всей планеты. Резкое расширение спроса, который неминуем после прекращения экспорта неона из нашей страны, не сможет быть быстро компенсировано за счёт продаж из Китая, зато тамошние поставщики не преминут задрать цены и наживаться на благоприятной для них конъюнктуре

Леонид Хазанов

Доктор экономических наук

Это реальный удар по электронной индустрии всей планеты. Резкое расширение спроса, который неминуем после прекращения экспорта неона из нашей страны, не сможет быть быстро компенсировано за счёт продаж из Китая, зато тамошние поставщики не преминут задрать цены и наживаться на благоприятной для них конъюнктуре
Это реальный удар по электронной индустрии всей планеты. Резкое расширение спроса, который неминуем после прекращения экспорта неона из нашей страны, не сможет быть быстро компенсировано за счёт продаж из Китая, зато тамошние поставщики не преминут задрать цены и наживаться на благоприятной для них конъюнктуре

По словам Хазанова, в результате цены на неон на мировом рынке уже выросли в девять-десять раз. Теперь же они снова могут подскочить на аналогичную величину, больно ударив по производителям чипов в Европе, США и Азии. Как следствие, можно ждать больших проблем также у потребителей полупроводников — предприятий по выпуску электроники, автомобилей, самолётов.

Если "Боинг" встанет, дешёвые авиабилеты купить будет нельзя

По словам Романа Гусарова, причины, из-за которых "Боинг" вынужден был приостановить производство самолётов, могут быть разными. Компания может также испытывать дефицит иных комплектующих.

Многие конвейеры встали из-за нехватки блоков управления, бортовых компьютеров. Потому что в Азии из-за пандемии приостановили производство. Возможно, что процесс дошёл и до авиапроизводителей — до того же "Боинга"

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

Многие конвейеры встали из-за нехватки блоков управления, бортовых компьютеров. Потому что в Азии из-за пандемии приостановили производство. Возможно, что процесс дошёл и до авиапроизводителей — до того же "Боинга"
Многие конвейеры встали из-за нехватки блоков управления, бортовых компьютеров. Потому что в Азии из-за пандемии приостановили производство. Возможно, что процесс дошёл и до авиапроизводителей — до того же "Боинга"

В качестве третьей версии подобного поведения эксперт назвал поиск предлога для приостановки производства, призванного закамуфлировать другие, более серьёзные проблемы. Это может быть связано с техническими проблемами новых самолётов, о которых мы не знаем, а производитель подозревает. Ещё одна причина — низкий спрос на продукцию компании. Вследствие пандемии и последующих событий он стремительно рухнул.

Фото © Stephen Brashear / Getty Images

Фото © Stephen Brashear / Getty Images

По словам Романа Гусарова, что там происходит на самом деле, покажет только время. Но, выстраивая версии, не стоит забывать, что "Боинг" с Россией очень крепко повязан. И дело здесь не только в титане, неоне, криптоне. Россия для "Боинга" — крупнейший рынок, замену которому найти не так просто, если вообще возможно. Кроме того, если у корпорации начнутся серьёзные проблемы с поставками сырья и деталей из России, дешёвые авиабилеты исчезнут из продажи из-за дефицита самолётов.

700 магистральных самолётов, плюс динамично растущий рынок, который за десять лет удвоился и утроился. Плюс за все эти годы не просто покупали у них самолёты, но и меняли их на новые. Шла ротация, через российский рынок прошло огромное количество самолётов. А десять среднемагистральных самолётов — это заработок в миллиард долларов минимум. А у нас 700! Даже если бы их было всего 400 — это 40 миллиардов долларов. Даже для Америки очень немаленькие деньги. И даже ещё в январе и феврале получали новые "Боинги". Мы достаточно крупный покупатель

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

700 магистральных самолётов, плюс динамично растущий рынок, который за десять лет удвоился и утроился. Плюс за все эти годы не просто покупали у них самолёты, но и меняли их на новые. Шла ротация, через российский рынок прошло огромное количество самолётов. А десять среднемагистральных самолётов — это заработок в миллиард долларов минимум. А у нас 700! Даже если бы их было всего 400 — это 40 миллиардов долларов. Даже для Америки очень немаленькие деньги. И даже ещё в январе и феврале получали новые "Боинги". Мы достаточно крупный покупатель
700 магистральных самолётов, плюс динамично растущий рынок, который за десять лет удвоился и утроился. Плюс за все эти годы не просто покупали у них самолёты, но и меняли их на новые. Шла ротация, через российский рынок прошло огромное количество самолётов. А десять среднемагистральных самолётов — это заработок в миллиард долларов минимум. А у нас 700! Даже если бы их было всего 400 — это 40 миллиардов долларов. Даже для Америки очень немаленькие деньги. И даже ещё в январе и феврале получали новые "Боинги". Мы достаточно крупный покупатель

Если это для многих общеизвестный факт, то, по словам эксперта, не стоит забывать и о других преференциях, которые "Боинг" получал, сотрудничая с Россией.

У "Боинга" в "Сколково" большой учебный центр. Там стоят тренажёры, там занимались обучением пилотов. На всяких сервисах компания очень даже неплохо зарабатывает. И это тоже очень доходный бизнес. Также у "Боинга" в Москве был самый большой инженерный центр. Наши инженеры участвовали в разработке новых самолётов. То есть проектировали отдельные элементы совместно с американцами

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

У "Боинга" в "Сколково" большой учебный центр. Там стоят тренажёры, там занимались обучением пилотов. На всяких сервисах компания очень даже неплохо зарабатывает. И это тоже очень доходный бизнес. Также у "Боинга" в Москве был самый большой инженерный центр. Наши инженеры участвовали в разработке новых самолётов. То есть проектировали отдельные элементы совместно с американцами
У "Боинга" в "Сколково" большой учебный центр. Там стоят тренажёры, там занимались обучением пилотов. На всяких сервисах компания очень даже неплохо зарабатывает. И это тоже очень доходный бизнес. Также у "Боинга" в Москве был самый большой инженерный центр. Наши инженеры участвовали в разработке новых самолётов. То есть проектировали отдельные элементы совместно с американцами

Почему США ввели санкции и как работают ответные санкции России

Россия для "Боинга" была суперуспешным вариантом сотрудничества во многих отношениях. При условии всех напастей, свалившихся в последнее время на компанию (пандемия, крушение самолётов Boeing 737 MAX и, как следствие, двухлетняя приостановка производства), санкции и разрыв с Россией станут полной катастрофой для американской компании. Многие надеются сейчас, что сотрудничество возобновится, и для этого есть предпосылки.

Фото © Jemal Countess / Getty Images Рабочие прибыли на место крушения рейса ET302 "Эфиопских авиалиний" в Найроби

Фото © Jemal Countess / Getty Images

Рабочие прибыли на место крушения рейса ET302 "Эфиопских авиалиний" в Найроби

Внесли же наши калийные удобрения в санкционный список, а потом исключили. Поняли, что для них это удар больший, чем для нас. Точно так же с телекоммуникационным оборудованием. А титан они вообще не включали в санкционные списки. "Боинг" приостановил поставки, но через некоторое время он вполне может возобновить. Ещё до спецоперации они решили не покупать у нас космические двигатели для ракет. Не покупали, не покупали, потом взяли и решили: "Так, нам надо ещё столько-то двигателей купить". Они на время сняли санкции, купили эти двигатели, потом опять ввели

Роман Гусаров

Главный редактор портала AVIA.RU

Внесли же наши калийные удобрения в санкционный список, а потом исключили. Поняли, что для них это удар больший, чем для нас. Точно так же с телекоммуникационным оборудованием. А титан они вообще не включали в санкционные списки. "Боинг" приостановил поставки, но через некоторое время он вполне может возобновить. Ещё до спецоперации они решили не покупать у нас космические двигатели для ракет. Не покупали, не покупали, потом взяли и решили: "Так, нам надо ещё столько-то двигателей купить". Они на время сняли санкции, купили эти двигатели, потом опять ввели
Внесли же наши калийные удобрения в санкционный список, а потом исключили. Поняли, что для них это удар больший, чем для нас. Точно так же с телекоммуникационным оборудованием. А титан они вообще не включали в санкционные списки. "Боинг" приостановил поставки, но через некоторое время он вполне может возобновить. Ещё до спецоперации они решили не покупать у нас космические двигатели для ракет. Не покупали, не покупали, потом взяли и решили: "Так, нам надо ещё столько-то двигателей купить". Они на время сняли санкции, купили эти двигатели, потом опять ввели

Какие бы реальные причины ни стояли за приостановкой производства самолётов 737 MAX, сейчас "Боинг" надеется, что сотрудничество с Россией удастся сохранить. В противном случае придётся вкладывать огромные деньги в создание новых потоков поставки титана, лишаться России как рынка сбыта самолётов, лишаться возможности зарабатывать на дополнительных сервисах вроде большого учебного центра в "Сколково", а также инженерного центра в Москве вместе со специалистами, замену которым просто так не найти. А на всё это нужны время и деньги, чего у "Боинга" после нескольких непростых лет точно не в избытке.

https://static.life.ru/publications/2022/6/6/1013394515842.2722.jpg

Фото © Shutterstock

Нужно ли вводить запрет на экспорт титана, чтобы разорить "Боинг"?

0
Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!