Штраф за тонировку автомобиля: В каких случаях можно избежать проблем
Сотрудники ГИБДД снова взялись за проверку тонировки стёкол автомобилей и теперь в некоторых случаях вместо оформления штрафов нарушителей отправляют под административный арест.
Фото © ТАСС / Станислав Красильников
По действующим регламентам, ветровое (лобовое) стекло машины и окна в передних дверях должны пропускать не менее 70% света, а за тюнинг, который изменяет в автомобиле эти параметры, хозяина авто могут привлечь к ответственности по части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ и оштрафовать на 500 рублей.
Конечно, в современных экономических условиях такой размер взыскания уже мало кого пугает. Но, как правило, проблемы разбирательства с тонировкой как раз не в штрафе, а в том, что инспектор, который составляет административный протокол, предполагающий штраф за тонировку, обычно выдаёт ещё и требование о прекращении противоправных действий. То есть обязывает водителя либо избавиться от незаводского оформления стёкол его транспорта, либо прекратить эксплуатацию автомобиля в том техническом состоянии, в котором он находится.
Тонировка может быть выполнена разными способами. Самая популярная и дешёвая — это наклеивание на автостёкла плёнки. Но некоторые применяют и достаточно дорогое полимерное напыление, которое без специализированных мастерских удалить не получится. Поэтому очень важным является вопрос срока, в течение которого необходимо выполнить предписание инспектора, ведь в случае повторной остановки водителю грозит штраф до 4000 рублей или административный арест до 15 суток.
— На федеральном уровне срок действия предписания об удалении тонировки не регламентируется ни одним нормативно-правовым актом, — пояснил адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин. — Но обязанность сотрудников ГИБДД требовать прекращения правонарушения действительно указана в законе "О полиции" (подпункт 1 части 1 статьи 13 закона № 3-ФЗ. — Прим. Лайфа). — Такая ситуация приводит к тому, что в разных регионах РФ сложилась разная практика: где-то водителям дают на устранение несколько дней, а где-то требуют удалить тонировку на месте либо перестать передвигаться на машине. И судебная практика в подобных случаях не на стороне автомобилистов.
Фото © ТАСС / Владимир Смирнов
Более того, иногда отказ удалить тонировку прямо на месте дорожными блюстителями порядка может быть квалифицирован как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. А согласно статье 19.3 КоАП, это наказывается штрафом до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток.
Нарушение одно, а подход разный
С точки зрения житейской логики очевидно, что для аккуратного устранения незаконной тонировки какое-то время всё-таки нужно, именно поэтому некоторые инспекторы, выписывая "требование", указывают срок три, пять и даже десять дней. Но такой подход не работает со злостными нарушителями, об этом рассказал Лайфу собеседник в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве.
— Если инспектор произвёл необходимые замеры и установил, что правила тонировки нарушены, то он — прежде чем позволить вернуться водителю на такой машине на дорогу — обязан оценивать целый ряд факторов, влияющих на общую безопасность дорожного движения, в том числе и наличие у водителя-нарушителя иных взысканий по поводу неисполнения правил дорожного движения. Некоторые несознательные граждане соблюдают правила только под угрозой большого штрафа или более жёстких мер, предупреждать их или делать снисхождение бесполезно, — пояснил он.
А вот у старшего юриста компании "Европейский дом права" Залимхана Магомедова другое мнение. Он считает, что устранение тонировки на месте остановки транспортного средства — это чрезмерное требование.
— Водитель, даже если он злостный нарушитель, не обязан иметь навыки по растонировке, — замечает Магомедов. — Если факт недопустимой тонировки зафиксирован, то, конечно, все соответствующие бумаги следует оформлять на месте, а технические работы должны быть выполнены в указанный инспектором срок.
Фото © ТАСС/ Максим Шеметов
Как избавиться от претензий
Во-первых: после того как вас остановили и предъявили претензию за тонировку, сотрудник ГИБДД обязан произвести замеры пропускной способности стёкол автомобиля. Если инспектор правильно произвёл все необходимые замеры (был использован сертифицированный прибор) и было установлено, что правила тонировки нарушены, последует оформление протокола за административное нарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ. Но это только в том случае, если за подобное нарушение вы привлекаетесь впервые.
Во-вторых: возможна ситуация, когда сотрудник ГИБДД предложит самостоятельно удалить тонировку либо выпишет соответствующее предписание, в этом случае ситуация двоякая:
- если вы самостоятельно сняли тонирующую плёнку, то претензий к вам быть не должно;
- если вы отказались выполнить требование, инспектор может вручить вам предписание, и вот тут очень важно обратить внимание на срок, в который оно должно быть выполнено. При отсутствии указанного срока имеет смысл обратить на это внимание инспектора, указав данный факт в протоколе об административном нарушении. В таком случае рассматривать протокол будет сначала группа разбора, а потом, возможно, и суд. Плюс такого шага в том, что судебная практика предполагает наличие времени на исполнение предписания инспектора (постановление Верховного суда №7-АД19-8), и если такое время не указывалось, то обычно от наказания освобождают.
В третьих: если вам предъявляют претензии по поводу тонировки повторно, то вы можете быть привлечены к ответственности по статье 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов, и в этом случае решение о наказании будет приниматься, скорее всего, судом. В такой ситуации избежать ответственности сложно. Такое возможно, если только суд увидит наличие уважительных причин невозможности исполнения первого постановления со штрафом в 500 рублей либо вскроются явные нарушения со стороны сотрудников ГИБДД, например если при отказе водителя снять тонирующую плёнку это сделал сам сотрудник.