Регион

Уведомления отключены

Страница не загружается? Возможно:
1. Низкая скорость интернета - проверьте интернет-соединение
2. Устарела версия браузера - попробуйте обновить его

За сухой кран ответят: Как взыскать с управляющей компании компенсацию за длительное отключение воды

Большинство россиян не знают, что коммунальные службы несут материальную ответственность за внезапное отключение воды в квартирах. Какая компенсация положена за отсутствие в кране воды?

7 июля, 21:40
5324
<p>Обложка © ТАСС / Александр Рюмин</p>

Обложка © ТАСС / Александр Рюмин

Когда и на какой срок может быть отключена вода в квартире, определено в Правилах предоставления коммунальных услуг. Однако большинство россиян объёмный документ, конечно, не изучали и коммунальщики это знают. Но вот крупной управляющей компании из города Курска не повезло. Один из жильцов многоквартирного дома, в котором самоуверенные коммунальщики на 54 часа отключили холодную воду, добился компенсации морального вреда за столь длительное отключение коммунальной услуги.

Прежде чем идти в суд, мужчина пытался уладить разногласия с управляющей компанией (УК) мирно. Но организация, которая по закону должна следить за бесперебойным предоставлением качественных услуг, на все претензии отвечала, что никакой вины за собой не признаёт, мол, была авария трубопровода и поэтому воды могло не быть ровно тот период, который потребовался для ликвидации неполадок. Нерадивые коммунальщики не предполагали, что мужчина в курсе положений Правил предоставления коммунальных услуг № 354. А в соответствии с ними холодное водоснабжение должно быть круглосуточным и бесперебойным. И допустимая при этом продолжительность перерыва подачи холодной воды — суммарно восемь часов в месяц и не более чем на четыре часа разово. При этом в соответствии с санитарными правилами даже в случае аварийного отключения возобновить подачу воды коммунальщики обязаны в срок до 24 часов.

Суд, рассмотрев иск жильца, вынес решение, обязывающее УК выплатить потребителю 1500 рублей в качестве моральной компенсации. Коммунальщики с этим категорически были не согласны и пытались обжаловать судебный акт, но безрезультатно: апелляционная инстанция оставила решение в силе (определение Курского областного суда по делу № 33 – 637/2022).

В данном случае суд не мог вынести решение в пользу УК, ведь коммунальщики нарушили права потребителя на получение услуги надлежащего качества, следовательно, моральный вред причинён был, — утверждает заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин. — Конечно, сумма компенсации могла бы быть и повыше, но в этом деле важен не размер выплаты, а сам факт привлечения к ответственности. Теперь жилинспекция будет держать данную УК в поле постоянного контроля. И это не позволит обслуживающей компании что-либо нарушать без серьёзных материальных последствий.

Штраф от надзорных инстанций страшнее

И действительно, если жилинспекция всё-таки "берёт на радар" какую-то управляющую компанию, то этой УК в случае выявления нарушений реально грозят немалые штрафы.

Например, в Ивановской области за отсутствие холодной воды в течение 18 часов "управляйка" была оштрафована на 125 000 рублей (по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ — за нарушение лицензионных требований). При этом данная сумма — это уже сниженный размер санкции, а первоначально штраф был выписан на 250 000 рублей. Но УК путём длительных судебных разбирательств и заверений, что факт отсутствия воды не привёл к тяжёлым последствиям, всё-таки удалось вдвое срезать размер выплат (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № А17 - 10928/2019).

Фото © ТАСС / Артур Новосильцев

Фото © ТАСС / Артур Новосильцев

На сегодня действительно сложилась такая практика, что иски от граждан могут обходиться для управляющей компании дешевле, чем штрафы от надзорных ведомств, — поделилась своими наблюдениями инженер столичного ГБУ "Жилищник" Наталья. — Конечно, существует вероятность, что, например, по случаю перебоев с водой в суд могут обратиться сразу несколько разгневанных жильцов. И тогда выплата им будет больше. Но такая солидарность соседей сейчас редкость. А вот если с внезапной проверкой нагрянули из госжилинспекции, Ростехнадзора или Роспотребнадзора, то тут УК светит расставание с крупной суммой даже за, казалось бы, мелочёвку.

Очевидно, к "мелочёвке" Наталья относит, например, отсутствие знака "запрет курения" в лифтах и подъездах, за это для "управляек" предусмотрен штраф до 60 000 рублей (по части 1 статьи 6.25. КоАП РФ); или непроведение уборки мест общего пользования — штраф 20 000 рублей (по части 1 статьи 6.3. КоАП РФ); или нарушения правил вывоза мусора — штраф до 50 000 рублей (по статье 7.22. КоАП РФ). Но, вероятнее всего, коммунальщиков пугает санкция, которая предусмотрена за совокупность данных нарушений, ведь в этом случае может быть признано нарушение лицензионных требований (статья 14.1.3. КоАП РФ), и тогда придётся сразу выложить не менее 150 000 рублей. А если претензии предъявлены не в первый раз, то и до 350 000 рублей.

Как получить компенсацию

В случае, если коммунальщики доставили неудобства и вы желаете получить за это компенсацию, стоит определиться, желаете ли вы перерасчёта платы за некачественные услуги или возмещения морального вреда.

Если выбрали перерасчёт

Пункт 98 Правил предоставления коммунальных услуг однозначно указывает, что все предоставляемые УК услуги должны быть качественными, то есть вода в кране должна подаваться бесперебойно и быть чистой и нужной температуры; электричество — подаваться постоянно и с напряжением установленного диапазона, а например, радиаторы отопления — обогревать ваше помещение по сезону. Если эти условия не выполняются, то можно и нужно вернуть плату за некачественные услуги.

Для этого потребуется: подать жалобу в вашу управляющую компанию и потребовать перерасчёт. По закону "О защите прав потребителей" вы можете рассчитывать на качественную услугу (статья 4 закона 2300-1), а управляющая компания в силу статьи 161 Жилищного кодекса несёт ответственность за качество всех коммунальных услуг, об этом обязательно стоит указать в своём обращении. Если УК вам не ответит, то далее следует составить сразу две жалобы: одну — в жилинспекцию, вторую — в Роспотребнадзор. УК очень не рады их проверкам, поэтому, как правило, получив запрос этих ведомств, стараются уладить дело миром и обычная практика, когда они делают перерасчёт с зачётом сумм в счёт будущих платежей. Однако встречаются ситуации, когда ответа нет ни от коммунальщиков, ни от тех, кто по закону должен их контролировать. Тогда остаётся только запастись доказательствами своей правоты и идти в суд. Выбор суда зависит от размера суммы, которую вы хотите вернуть в результате перерасчёта, до 50 000 рублей — к мировому судье, свыше — к районному. Хотите и перерасчёт, и компенсацию — лучше сразу к районному.

Если нужна только компенсация

По закону требовать компенсацию за физические или нравственные страдания следует в суде. Именно его решением присуждается материальное возмещение, которое зависит от степени вины нарушителя, характера страданий и других обстоятельств. Но это не значит, что до похода в суд не стоит попытаться получить письменный ответ на вашу претензию от управляющей компании.

И вот для чего это надо: в акте об отключении воды или в ином ответном документе УК должна указать обстоятельства, в связи с которыми случилось снижение качества услуг, а также время, в которое это происходило. Такой документ очень пригодится в суде, так как существуют нормативы, устанавливающие расчётное время ликвидации аварии. Например, для трубопроводов, в зависимости от их диаметра, ремонт должен быть выполнен в срок от двух до 24 часов (пункт 11.4 СП 31.13330.2021 СНиП 2.04.02 – 84*). И если УК не докажет невозможность устранения аварии в отведённый нормативами период, то суд, скорее всего, признает это нарушением, требующим возмещения морального вреда.

https://static.life.ru/publications/2022/7/6/1011091749317.7572.jpg

Фото © ТАСС / Сергей Коньков

Готовы ли вы судиться с коммунальщиками?

0

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!