С 1 августа на топливном рынке изменятся пошлины: С чем это связано и что будет с ценами на бензин
Со следующего месяца понижаются экспортные пошлины на чёрное золото. Почему это происходит, как в ближайшее время будут меняться цены на бензин и товары, в производстве которых используется нефть?
Фото © Oleg Nikishin / Getty Images
Почему меняются пошлины на нефть и что это значит
Экспортная пошлина на нефть в России понизится на 2,2 доллара — до 53 за тонну. Произойдёт это, по сообщениям Минфина, с 1 августа. Пошлина на светлые нефтепродукты и масла понизится до 15,9 доллара c 16,5 за тонну, а на тёмные — до 53 с 55,2. Для товарного бензина она сократится до 15,9 доллара с 16,5, а для прямогонного (нафта) — до 29,1 с 30,3.
Кстати, средняя цена российской экспортной нефти марки Urals с 15 июня по 14 июля составила 84,421 доллара за баррель, или 616,3 за тонну. Месяцем ранее она стоила в среднем 87,49 за баррель.
— Вывозные пошлины на сырую нефть вычисляются ежемесячно по формуле, в которой используется средняя цена на неё за период мониторинга. Таким образом, перерасчёт пошлины происходит технически. Никаких причин для её снижения, кроме изменения цены за период мониторинга, нет. Таким образом, это цены на нефть влияют на пошлины, а не наоборот, — отметил аналитик УК "Альфа-капитал" Александр Джиоев.
Основной причиной снижения пошлин может быть падение нефтяных котировок на мировом рынке. Цена на Urals снижалась даже до 75,5 доллара за баррель. Минфин, зная, что средняя цена за месяц будет ниже предыдущего значения, понижает пошлины на опережение, чтобы снять нагрузку с экспортных компаний. На стоимости нефти это не отразится. Если Brent продолжит дорожать, то средняя цена Urals за месяц останется выше 85 долларов. При уверенном росте котировок пошлины вернутся на прежние уровни. Такой прогноз сделал финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
Снижение экспортных цен на нефть — это инструмент, который не помогает потребителям увидеть более низкую стоимость товаров (того же топлива), а влияет на прибыль нефтяных компаний. Сократив экспортные пошлины, государство тем самым даёт возможность нефтедобытчикам и нефтепереработчикам получить более высокий доход. И это логично, так как сейчас и экспортные возможности организаций сокращаются (результат введённых санкций), и стоимость российской нефти за рубежом, так как она продаётся с очень большим дисконтом (до 30 долларов за баррель). Об этом рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
— Экспортная пошлина, или вывозная пошлина, — это взимаемая с компаний в федеральный бюджет часть стоимости вывозимого товара. Таким способом государство забирает часть доходов компаний от экспорта и по своему усмотрению распределяет их на различные нужды. То есть чем выше вывозная пошлина, тем ниже маржинальность экспорта. За счёт повышения вывозной пошлины государство может увеличить предложение товара внутри страны, снизив цены на него на внутреннем рынке. И наоборот, когда государство снижает вывозные пошлины, появляется больше стимулов для экспорта, предложение внутри страны снижается, и цены могут выравниваться с внешним рынком, — пояснил аналитик TeleTrade Алексей Фёдоров.
Как меняется прогноз цен на бензин
С 1 марта цена на бензин снизилась на 4%. Сейчас стоимость АИ-95 находится на уровне 50 рублей за литр и не будет снижаться. В ближайшее время она постоит в узком диапазоне и продолжит восстанавливаться до 52 рублей. Так считает Владислав Антонов.
— Прежде всего для корректной оценки рынка нефтепродуктов необходимо не привязывать события на сырьевом рынке и ожидания по краткосрочной динамике рынка бензина. Нынешние розничные цены на бензин и их динамика напрямую имеют отношение к происходившему на оптовом топливном рынке несколько месяцев назад. Соответственно, сегодняшние процессы на большом рынке дадут отклик на розницу примерно через три-шесть месяцев. Тогда на АЗС придут партии бензина, цены на который были определены сегодняшними контрактами, — рассказал первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.
По его словам, это известная особенность топливного рынка и ждать быстрых изменений в отпускной стоимости бензина на АЗС в связи с изменениями на бирже, разумеется, не стоит. Но уже сейчас, ориентируясь на биржевые сводки, можно с известной долей вероятности предсказать грядущие изменения в ценовой динамике розницы.
Таким образом, Павел Сигал считает, что в среднесрочной перспективе вполне возможно дальнейшее снижение цен на АЗС. Более того, по его мнению, удешевление топлива не может не повлиять на стоимость логистики, что, несомненно, скажется на итоговом ценообразовании розницы в целом.
— Пошлины корректируются постоянно, несколько раз в год в зависимости от ситуации в отрасли, мировых цен, объёмов экспорта. Тем не менее нет значительного изменения стоимости товаров. Прямой зависимости между размером пошлины на нефть и ценами на топливо и другие товары нет: факторов, которые определяют стоимость продукции в рознице, очень много. На внутреннем рынке цена топлива опускается в последнее время по другой причине: из-за снижения экспортных поставок в стране растёт профицит бензина и дизеля, что ведёт к сокращению оптовых цен на бирже, — пояснил Артём Деев.
Но при этом АЗС не особо торопятся снижать розничные цены. Они также заинтересованы в том, чтобы компенсировать свои потери за 2020–2021 годы, когда оптовые цены стремительно росли, а розничные от них отставали (потери с каждого проданного литра составляли 1–2 рубля).
Поэтому, считает Артём Деев, стоит рассчитывать, что цены на бензин и дизель если и будут немного снижаться, то до осени, когда снова начинается высокий сезон потребления (люди возвращаются после отпусков, в северных районах страны из-за холодов потребление топлива растёт).
— По остальным товарам, где используется нефть, также не стоит ожидать сокращения цен. В производстве автомобильных шин, пластиков и даже косметики (нефть и нефтепродукты используются во множестве отраслей), кроме сырья, используется много импортных составляющих (а они дорожают на внешних рынках из-за инфляции в других странах). И это будет определять стоимость многих товаров, — добавил Артём Деев.
Алексей Фёдоров считает, что, если экспортная пошлина на сырую нефть и нефтепродукты в России снижается (на 3,7%), логично ожидать увеличения экспорта этих товаров в другие страны. Последующее в этом случае снижение предложения нефти и нефтепродуктов в России, особенно с учётом более высоких цен на них за рубежом (экспортная цена на бензин выше оптовой цены в России в два раза), должно способствовать некоторому увеличению цен на эти товары и в России.
— Такой алгоритм должен был бы реализоваться в нормальной ситуации, где для российских нефтяников нет внешних ограничений на поставки. Однако конкретно сейчас западные санкции затрудняют наращивание поставок нефти и нефтепродуктов на внешние рынки, поэтому снижение экспортных пошлин может лишь повысить маржинальность экспорта нефтяных компаний, проще говоря, снизить их издержки, — отметил Алексей Фёдоров.
По его мнению, сейчас никакого серьёзного влияния снижение экспортных пошлин на внутренний топливный рынок и на динамику цен других товаров не окажет. Топливный рынок продолжит находиться в управляемом режиме. Таким образом, цены останутся на нынешнем уровне — 50,5–51,5 рубля за литр АИ-95 и 46,5–47,5 рубля за АИ-92. Что касается других товаров, где нефть является заметным элементом себестоимости, то их цена продолжит ориентироваться на курс рубля. Если он останется крепким, то дефляционное воздействие продолжится.
Ждёте ли вы повышения цен на бензин в августе?