Почему у западных IT-гигантов не получилось "отменить" Россию в Сети

Почему западные платформы и видеохостинги потеряли доверие россиян и как теперь развивается в России сфера собственных платформ и мессенджеров.

26 декабря 2022, 19:44

Обложка © Shutterstock

2022 год стал для российских пользователей Сети, СМИ и блогеров тестом на выживаемость. После начала спецоперации на Украине давлению подверглись не только создатели уникального контента. Западные площадки решили "отменить" Россию в принципе, информационные агентства, телеканалы и блогеры из России оказались под тотальным запретом. Под конец года те, кто начинает сопротивляться навязанной ненависти к РФ, становятся мейнстримом. Достаточно вспомнить неоднозначную коллекцию западного дома "Диор", так напоминающую русские берёзки, кружева и эстетику русского Серебряного века, или балет "Щелкунчик", который щедро дают на многих театральных площадках США, но не Европы.

Хроника безумия

Первыми политическую ангажированность продемонстрировали западные платформы. YouTube отключил монетизацию и приостановил всякое сотрудничество с российскими блогерами, TikTok закрыл возможность публиковать новые видео, а признанная экстремистской на территории РФ Meta* разрешила призывы к агрессии и насилию в адрес российских военных. Недавно Google исключил Россию из списка стран для ведения проекта "Год в поиске", в рамках которого компания к концу каждого года публиковала список из наиболее популярных запросов.

Пранкеры Алексей Столяров (Лексус) и Владимир Кузнецов (Вован) (слева направо). Фото © ТАСС / Геодакян Артём

Первыми из российских блогеров под блокировку попали известные пранкеры Вован и Лексус, их канал на YouTube удалили 26 марта. 4 августа администрация видеохостинга удалила канал блогера, публициста, писателя и переводчика Дмитрия Пучкова, известного под псевдонимом Гоблин. Затем была блокировка аккаунта Совета Федерации и удаление всех видео без возможности восстановления. Google активно продолжает политику цензуры и дискриминации. И хотя компания регулярно привлекается к административной ответственности за нарушения российского законодательства, получая многомиллионные штрафы, это не меняет её политику.

К сервису YouTube давно были вопросы, даже если не принимать во внимание текущую ситуацию. Пользователи часто отмечали невероятное количество рекламы в роликах, даже самых коротких. В мире компании очень многое сходит с рук из-за её масштаба и фактического монопольного положения в сегменте видеохостингов, но в России теперь появляются альтернативные площадки.

Альтернатива западным видеохостингам

Россия активно развивает собственную IT-инфраструктуру. Ближайший аналог YouTube — Rutube, на котором доступны ролики любого жанра, есть возможность проводить стримы и монетизировать собственный контент. Площадка уже достигла ежемесячной аудитории в 25 млн человек, и цифра продолжает расти.

Функционал полноценного видеохостинга поддерживает и "ВКонтакте", имеющий аналогичный YouTube сервис "VK Видео" и платформу для коротких видео "VK Клипы". В компании отметили, что в этом году аудитория превысила 100 млн активных пользователей в месяц и показала исключительную активность и вовлечённость. "ВКонтакте" стала лидером среди соцсетей и мессенджеров по среднему времени посещения пользователями в стране, лидирующей платформой по количеству публикаций и авторов, "VK Видео" бьёт рекорды по просмотрам, "VK Звонки" названы лучшим решением для видеоконференций на iOS и Android, "VK Клипы" — лидер среди российских сервисов коротких видеороликов. Ежедневные просмотры видео на платформе VK ("VK Видео" и "VK Клипы") выросли до 2,41 млрд в день. Каждый день видеоконтент смотрят 55 млн человек, а библиотека профессионального контента составила около 100 тыс. фильмов, шоу и сериалов.

Фото © ТАСС / Виатрис Виктория

Открытие этого года — Yappy, аудитория российской платформы коротких вертикальных видео. Аудитория Yappy в ноябре превысила 8 млн пользователей, в приложении публикуют контент уже более 1,4 млн человек. В декабре этого года в России запустили новую социальную сеть LOOKY, разработчики позиционируют её как альтернативу западным сетям, но обещают даже более широкие возможности.

Многим события этого года дали дополнительный импульс для развития и покорения новых площадок: российские блогеры успешно перешли на российские платформы и начали осваивать новые форматы.

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников отмечает, что отечественные платформы ещё до февральских событий составляли достойную конкуренцию зарубежным игрокам. Социальная сеть "ВКонтакте" давно уже лидер по числу пользователей среди российской аудитории, и в этом году она только укрепила свое лидерство. Так, в марте 2022 года число новых зарегистрированных пользователей "ВКонтакте" выросло на 63% по сравнению с 2021 годом. Приростом аудитории отметились и "Одноклассники". Стремительно растёт аудитория Telegram, который всё больше воспринимается пользователями именно как социальная сеть, а не мессенджер. Вслед за аудиторией в российские социальные сети перешли блогеры.

Гребенников подчёркивает, что, согласно исследованиям компании, зарубежные социальные сети потеряли свои "очки доверия" у российской аудитории. Они больше не воспринимаются большинством наших пользователей как "безопасные и надёжные".

Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков напоминает, что переезд отечественных блогеров на местные площадки активно продолжается.

Среди тех, кто сумел удержать аудиторию и хорошо себя показать, оказались блогеры Литвин, Дима Масленников, Влад Бумага, Ирина Дружинина и дочь, Настя Ивлева, Ольга Бузова, Ксения Бородина, Тина Канделаки, Мария Шукшина и ряд других, говорит Владимир Зыков. Для многих главными площадками стали "ВКонтакте" и "Телеграм".