Лучшие фильмы 2025 года по версии «Кинопоиска»: топ-10 лент, которые стоит посмотреть
Оглавление
Кинопремьеры 2025 года. Список российских и зарубежных фильмов 2025 года с высоким рейтингом для всех кинолюбителей — в материале Life.ru.

В 2025 году вышло много ярких киноновинок. Обложка © Коллаж © Life.ru, Фото © Фильм «Пророк. История Александра Пушкина», режиссёр Феликс Умаров / Kinopoisk, © Кадр из фильма «Битва за битвой», режиссёр Пол Томас Андерсон / Kinopoisk, © Кадр из фильма «28 лет спустя», режиссёр Дэнни Бойл / Kinopoisk
Подходит к концу 2025-й. Кинотеатры отчитались громкими премьерами, стриминги засыпали нас новыми сериалами, а фестивальные хиты прогремели праздничными фейерверками. В этом вавилонском столпотворении голос отдельного зрителя легко теряется. Но что, если сложить все эти голоса воедино? Что получится? Получится не просто шум, а чёткий и звучный вердикт.
Именно это и сделал популярный сайт «Кинопоиск», составив свой рейтинг лучших фильмов года на основе тысяч реальных оценок и отзывов. Это не выбор критиков, не маркетинговая стратегия студий и не загадка фестивального жюри. Это наш с вами, зрительский, итог года. И он получился удивительным. В нём исторические биографии спорят с дерзкими дебютами, а леденящие душу триллеры стоят рядом с экспериментами, ломающими форму. Готовы увидеть портрет киногода, нарисованный совместными усилиями? Тогда поехали: вот 10 отечественных и зарубежных картин, которые зрители сочли самыми сильными премьерами 2025 года.
Лучшие российские фильмы 2025: Что смотреть
Пророк. История Александра Пушкина

Фото © Фильм «Пророк. История Александра Пушкина», режиссёр Феликс Умаров / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1
- Жанр: драма, мелодрама, исторический, мюзикл
- Режиссёр: Феликс Умаров
- В главных ролях: Юра Борисов, Алёна Долголенко, Роман Васильев и другие
Музыкальная драма, где стихи становятся саундтреком к жизни, а жизнь — трагедией, которую не смог бы написать даже сам Александр Сергеевич. Это не просто байопик о «солнце русской поэзии». Это кинопоэма, где каждая сцена — как строфа, каждый герой — как метафора, а судьба Пушкина превращается в вечную битву света и тьмы, разыгранную на подмостках истории.
Пушкин — гений, который пишет о свободе, пока его самого держат в клетке (сначала лицея, потом ссылки), бунтарь, чьи эпиграммы ранят сильнее дуэльных пистолетов. Фильм — калейдоскоп эпизодов, где каждая сцена рифмуется с пушкинскими текстами. Почти весь текст — это стихи, положенные на рок-аранжировки.
Над музыкой работали такие артисты, как Юрий Музыченко и Павел Личадеев (The Hatters), Надя Грицкевич («НААДЯ») и Ёлка. Главная мысль фильма (которую Пушкин так и не успел дописать): «Гений и злодейство — две вещи несовместные. Но гений и мир — тоже».
Интересные факты:
- В фильме использованы музыкальные композиции, вдохновлённые произведениями Пушкина, но исполненные в современных жанрах.
- Мнения о фильме разделились. Некоторые зрители остались в восторге от выбранной подачи биографии Пушкина и игры Борисова, но другие уверены, что рэп и Пушкин категорически несовместимы.
Папа умер в субботу

Фото © Кадр из фильма «Папа умер в субботу», режиссёр Зака Абдрахманова / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 7.2
- Жанр: драма
- Режиссёр: Зака Абдрахманова
- В главных ролях: Лаура Турсунканова, Самал Еслямова, Шарифбек Закиров, Амина Оразбай и другие
Драма «Папа умер в субботу» дебютантки Заки Абдрахмановой рассказывает историю Айко, гримёра из Москвы, вынужденной вернуться в заснеженный казахский аул на похороны нелюбимого отца. Этот визит становится болезненным столкновением с прошлым: образ отца-тирана, который она хранила годами, не совпадает с воспоминаниями местных жителей о добром и любящем человеке. Героине предстоит снова пережить разрыв между показным соблюдением традиций, где чувства прячутся глубоко внутри, и её собственным неприятием этих устоев.
Остроумные диалоги, комедийные элементы и насыщенность живыми, узнаваемыми деталями не дают истории скатиться в беспросветную тяжесть. Вместо этого рождается удивительно цельное и тёплое чувство, балансирующее на грани надежды и принятия. Сила фильма — в его терапевтичности и отсутствии однозначно плохих или хороших персонажей. Через внутреннее путешествие героини, мечущейся между позицией обиженного ребёнка и взрослой женщины, картина показывает, как личная история становится универсальной: все мы в какой-то момент недолюбленные дети, бунтующие подростки и уехавшие взрослые, ищущие путь к примирению с собой.
Интересные факты:
- В качестве референсов для создания картины постановщица называла такие фильмы, как «Король Стейтен-Айленда» и «Маленькая мисс Счастье».
- История в фильме отчасти автобиографична. Абдрахманова частично описала личный опыт, так как сама не общается с родными из Казахстана.
Кончится лето

Фото © Кадр из фильма «Кончится лето», режиссёры Максим Арбугаев, Владимир Мункуев / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 7.3
- Жанр: драма, триллер
- Режиссёры: Максим Арбугаев, Владимир Мункуев
- В главных ролях: Юра Борисов, Макар Хлебников, Дмитрий Поднозов, Александр Мосин и другие
«Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева — это криминальная драма-роуд-муви, которую критика почти сразу окрестила народным хитом в духе лучших традиций сурового российского кино. Вернувшийся из тюрьмы в якутский посёлок Кеша (Юра Борисов), желая помочь младшему брату (Макар Хлебников), решается на отчаянный и бессмысленный шаг — ограбление золотодобывающей артели. Его импульсивный поступок, лишённый хоть какого-то плана, мгновенно запускает цепь необратимых событий, затягивая в смертельную воронку и его, и близких.
В основу сценария, написанного Мункуевым, легла реальная история, рассказанная Арбугаевым, а съёмки велись в Якутии с максимальной документальной достоверностью. Завораживающие пейзажи становятся безмолвным свидетелем жестокой братской трагедии, которую режиссёры сознательно встраивают в диалог с наследием Алексея Балабанова. Фильм задаёт суровые, вечные вопросы о цене насилия, границах семейной лояльности и возможности сбежать от собственной судьбы в бескрайних просторах страны.
Интересные факты:
- В основе сюжета — реальная история, которая произошла в Якутии несколько лет назад, когда два брата попытались ограбить золотодобывающую артель и скрыться с наживой.
- Композитором фильма выступил музыкант Павел Додонов, а в финальной части была использована одноимённая композиция «Кончится лето» группы «Кино».
- Юра Борисов за работу в фильме получил награду «Ника» (2025) в номинации «Лучшая мужская роль».
Ровесник

Фото © Кадр из фильма «Ровесник», режиссёр Фёдор Кудрявцев / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 7.2
- Жанр: драма
- Режиссёр: Фёдор Кудрявцев
- В главных ролях: Юрий Вершинин, Анна Михалкова, Александр Яценко, Сергей Аброскин и другие
«Ровесник» Фёдора Кудрявцева — это дерзкое и хулиганское мокьюментари, в котором герой-зумер через череду домашних VHS-записей 1990-х пытается восстановить судьбу пропавшего отца. Фильм находит неожиданный ракурс для вечной темы «лихих девяностых», смещая фокус с бандитских разборок на историю мечтателей и первых предпринимателей. Два времени сталкиваются здесь на уровне формы: тёплая, «дышащая» плёнка камер наблюдения и семейных архивов причудливо сплетается с ритмичной нарезкой TikTok, скринлайфом и фото. Из этой личной истории вырастает портрет целой эпохи, где, кажется, всё осталось тем же, но при этом изменилось бесповоротно.
Интересные факты:
- Использование технологии «дипфейк»: создатели фильма наложили лица взрослых актёров на лица юных дублёров, чтобы омолодить персонажей.
- Награды и номинации: «Ровесник» получил награду «Лучший дебют в полнометражном игровом кино» на фестивале Arctic Open в Архангельске, приз за лучший дебют на «Окне в Европу» в Выборге, а также 11 номинаций на премию «Ника».
Лермонтов

Фото © Кадр из фильма «Лермонтов», режиссёр Бакур Бакурадзе / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 6.1
- Жанр: драма
- Режиссёр: Бакур Бакурадзе
- В главных ролях: Илья Озолин, Евгений Романцов, Вера Енгалычева, Дмитрий Соломыкин и другие
Фильм «Лермонтов» Бакура Бакурадзе — это камерная и очень неторопливая хроника последнего дня жизни поэта — 15 июля 1841 года в Пятигорске. Вместо подробной биографии или пафоса зрителю предлагается просто провести этот день рядом с Михаилом Юрьевичем. Он просыпается, гуляет, пьёт шампанское с друзьями и случайными знакомыми, катается на лошади — обычные дела, но за каждым из них маячит тень предстоящей дуэли с Николаем Мартыновым. Причина ссоры в кадре почти не обсуждается, что делает грядущее столкновение ещё более абсурдным и фатальным. Этот фильм — не про событие, а про томительное ожидание его и то, как жизнь медленно стекает к своей финальной точке.
Главная роль отдана неожиданному актёру — стендап-комику Илье Озолину. Его Лермонтов далёк от романтического идеала: неказистый, с сипловатым голосом, колкий и неловкий. Однако через эту нарочитую простоту и язвительность постепенно проступает образ ранимого, сверхчувствительного человека, который, кажется, уже смирился со своей судьбой. Снято всё с подчёркнутой, почти медитативной медлительностью: камера подолгу задерживается на пейзажах Кавказа, текущей воде, бытовых мелочах. Этот гипнотический ритм и становится главным языком картины, создавая ощущение неотвратимости и позволяя буквально физически почувствовать тяжесть последних часов.
Интересные факты:
- Режиссёр описывает свою работу как «антропологический портрет человека», скорее «иллюстрацию к жизни поэта».
- Роль Михаила Лермонтова — дебют в кино для 27-летнего стендап-комика Ильи Озолина. Режиссёру его порекомендовала актриса Лиза Янковская.
Лучшие зарубежные фильмы 2025: Что смотреть
Сентиментальные ценности (Affeksjonsverdi)

Фото © Кадр из фильма «Сентиментальные ценности», режиссёр Йоаким Триер / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 7.7
- Страна: Норвегия, Германия, Дания, Франция, Швеция, Великобритания
- Жанр: драма
- Режиссер: Йоаким Триер
- В главных ролях: Ренате Реинсве, Стеллан Скарсгард, Инга Ибсдоттер Лиллеос, Эль Фаннинг и другие
Прославленный режиссёр Густав Борг, давно покинувший семью, неожиданно возвращается к своим взрослым дочерям — Норе и Агнес. Он хочет снять новое кино, своего рода исповедь, и главная роль в нём предназначена Норе, успешной театральной актрисе. Но старая обида на отца-дезертира оказывается сильнее, и Нора наотрез отказывается. Тогда Густав решает пригласить на её роль американскую кинозвезду Рэйчел Кэмп.
Съёмочный процесс становится испытанием для всех. Рэйчел, полная энтузиазма, не может понять свою героиню, чья история уходит корнями в их семейное прошлое. Нора же, наблюдая со стороны, переживает сложную смесь ревности и растерянности. Прорыв наступает неожиданно: младшая сестра Агнес находит сценарий и понимает, что эта роль написана кровью — она о Норе, и только она может её сыграть. Кино здесь становится мостом для разговора, который много лет казался невозможным. Фильм не говорит о всепрощении, но показывает, что иногда сам шаг к диалогу — уже и есть главное исцеление.
Интересные факты:
- Судьба семьи Борг частично списана с собственной истории Триера: дед режиссёра попал в плен в годы войны и провёл несколько лет в фашистском лагере.
- Актёрский ансамбль был признан лучшим на международном кинофестивале в Палм-Спрингс.
Битва за битвой (One Battle After Another)

Фото © Кадр из фильма «Битва за битвой», режиссёр Пол Томас Андерсон / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 7.1
- Страна: США
- Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
- Режиссёр: Пол Томас Андерсон
- В главных ролях: Леонардо Ди Каприо, Шон Пенн, Чейз Инфинити, Бенисио Дель Торо и другие
Фильм «Битва за битвой» Пола Томаса Андерсона — это острая и ироничная история о двух отцах. Боб, бывший левый активист, скрывается и растит приёмную дочь Уиллу. Его антипод — полковник Локджо, солдафон и расист, который неожиданно узнаёт, что является биологическим отцом девочки. Их противостояние за право считаться настоящим родителем быстро превращается в безумную гонку по Южной Калифорнии, где личные обиды и политические взгляды сталкиваются лоб в лоб.
Леонардо Ди Каприо и Шон Пенн создают яркий дуэт: один — уставший идеалист, другой — карикатурный милитарист, но оба по-своему любят дочь. Фильм не просто смешит эксцентричными ситуациями — он превращает семейный спор в метафору вечной американской гражданской войны, где борьба не имеет ни начала, ни конца. Это кино, в котором даже самый абсурдный конфликт рождается из самой человечной потребности — быть нужным.
Интересные факты:
- В основе сюжета — роман Томаса Пинчона «Винляндия». Андерсон позаимствовал у писателя некоторые сюжетные линии, но не стал снимать картину полностью по книге.
- Многие критики сразу после премьеры назвали «Битву за битвой» лучшим фильмом года благодаря сценарию и игре Ди Каприо.
- Картина получила девять номинаций на премию «Золотой Глобус» 2026 года, повторив рекорд фильма «Эмилия Перес».
Орудия (Weapons)

Фото © Кадр из фильма «Орудия», режиссёр Зак Креггер / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 7.1
- Страна: США
- Жанр: ужасы, детектив
- Режиссёр: Зак Креггер
- В главных ролях: Джулия Гарнер, Джош Бролин, Олден Эренрайк, Остин Абрамс и другие
В тихом городке пропадает весь класс — 17 детей. Они просто ушли ночью в лес, странно забросив руки за спину. Единственный, кто остался, — затравленный одноклассник. Главной подозреваемой становится их молодая учительница.
Расследование приводит полицию и героиню в дом того самого мальчика, где живёт его жутковатая тётушка Глэдис. Постепенно выясняется, что это не криминал, а настоящее колдовство. Дети оказались под властью древней ведьмы, которая держит их в подвале, питаясь их силой.
Но «Орудия» — это не просто хоррор. Режиссёр Зак Креггер, как и в «Варваре», ловко жонглирует жанрами: здесь есть место и чёрному юмору, и детективу, и пронзительной драме. За метафорой о ведьме скрывается куда более земная и горькая история — по признанию автора, это притча о детстве в семье с алкогольной зависимостью. Та самая Глэдис, высасывающая жизнь, и есть олицетворение болезни, которая опустошает всех вокруг.
Интересные факты:
- В фильме есть отсылка к роману «Сияние»: дети исчезают ровно в 2:17 — а у Стивена Кинга в романе «Сияние» всё самое ужасное происходит в комнате отеля «Оверлук» №217.
- Креггер был вдохновлён нелинейной драмой Пола Томаса Андерсона «Магнолия» 1999 года, и та же структура видна в «Орудиях».
- Режиссёр создал монстра, который делится ДНК и манерой одеваться Пеннивайзом из экранизации «Оно» 2017–2019 годов, но действует иначе.
Грешники (Sinners)

Фото © Кадр из фильма «Грешники», режиссёр Райан Куглер / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 6.7
- Страна: США, Австралия, Канада
- Жанр: ужасы, музыка, боевик
- Режиссёр: Райан Куглер
- В главных ролях: Майкл Б. Джордан, Хейли Стайнфелд, Майлз Кэйтон, Джек О’Коннелл и другие
После успеха во франшизах «Крид» и «Чёрная пантера» Райан Куглер возвращается к более камерному и личному кино. В «Грешниках» братья-гангстеры (оба — Майкл Б. Джордан) приезжают в родной городок, чтобы открыть ночной клуб в переделанном амбаре. Их планы нарушает незваный гость — харизматичный ирландец, чьё появление в клубе предвещает кровавую ночь. Любители «От заката до рассвета» сразу поймут правила игры: до утра доживут не все.
Куглер создаёт не просто триллер, а стилистически безупречное высказывание. Плёночная картинка, медленные панорамы и виртуозная длинная музыкальная сцена выдают в нём мастера, для которого форма — часть смысла. Хотя социальные темы — расизм, наследие колониализма — здесь присутствуют, режиссёр смотрит глубже. Его главная тема — размывание культурной идентичности, которое в конечном счёте разрушает любое сообщество. «Грешники» — это заявление: Куглер не просто успешный постановщик, а один из самых важных голосов современного кино.
Интересные факты:
- Режиссёр Райан Куглер говорит, что двумя из его главных источников вдохновения для фильма были картины «От заката до рассвета» (1996) и «Факультет» (1998), поставленные Робертом Родригесом.
- Майкл Б. Джордан, играющий братьев-близнецов Элайджу («Смок») и Элиаса («Стэк»), нанял реальных режиссёров-близнецов Логана и Ноа Миллеров в качестве консультантов. Они помогли актёру понять уникальную связь и тонкие различия между близнецами.
- В подготовке саундтрека участвовали реальные блюзмены, такие как Бадди Гай, Бобби Раш и Джастин Робинсон. Главным открытием фильма стал Майлз Кэйтон, лично исполняющий все песни в кадре и аккомпанирующий себе на легендарной гитаре Dobro.
28 лет спустя (28 Years Later)

Фото © Кадр из фильма «28 лет спустя», режиссёр Дэнни Бойл / Kinopoisk
- Рейтинг «Кинопоиска»: 6.1
- Страна: Великобритания, Канада, США
- Жанр: ужасы, боевик
- Режиссёр: Дэнни Бойл
- В главных ролях: Элфи Уильямс, Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер, Рэйф Файнс и другие
Киноиндустрия обожает воскрешать давно уснувшие франшизы, но чаще всего это похоже на печальный реюнион пожилых рок-музыкантов. «28 лет спустя» — счастливое исключение. Дэнни Бойл, Алекс Гарленд и оператор Энтони Дод Мантл не стали делать «часть третью» к культовому хоррору. Вместо этого они создали дерзкий, самостоятельный и визуально ошеломляющий фильм, который дышит той же необузданной энергией, что и оригинал.
Действие переносится в суровую постапокалиптическую Англию, которая здесь — не унылые руины, а почти мифический ландшафт. Бескрайние жёлтые поля рапса, готический «костяной» храм, путешествие по вымершим территориям под тревожный саундтрек — эти образы врезаются в память. Гарленд строит сценарий по законам видеоигры с открытым миром, где каждая новая локация таит свои правила и угрозы. Это не просто сиквел о зомби. Это мощное кино о выживании в мире, который уже никогда не будет прежним, снятое с безупречным чувством стиля и ритма.
Интересные факты:
- Съёмки велись на iPhone 15 Pro Max. Для этого создали специальные установки, которые позволяли синхронно работать двум десяткам устройств Apple.
- Использована мультикамерная технология. Несколько iPhone, установленных в круг или по дуге, снимали сцену с разных углов, создавая иллюзию временного скачка или движения вокруг персонажа.
- Фильм снят в сверхшироком формате 2.76:1. Такое соотношение сторон обычно используют для IMAX или Ultra Panavision 70 mm, что создаёт кинематографический масштаб при съёмке на мобильные устройства.


