Берни Экклстоун: Рано или поздно я уйду, но добровольно
Глава менеджмента "Формулы-1" — о конфликте с владельцами команд, формате гонок, трассе в Сочи и разнице между гонщиками прошлого и настоящего.
Фото: © Ryan Bayona/wikimedia.org
Берни Экклстоун в последнее время весьма резко критикует "Большие гонки". Он даже заявил, что на месте болельщиков не стал бы тратить деньги на просмотр гонок. Конфликт между Экклстоуном и руководством команд достиг такого накала, что начались разговоры, что Берни сместят с его поста. На что тот заявил: "Если кто-то сможет управлять Ф-1 лучше меня, то пожалуйста. Я уступлю ему дорогу, будьте уверены в этом". Но пока он у руля. В Сочи Лайф поговорил с Берни Экклстоуном о будущем гонок "Формулы-1", пенсии и пользе офшоров.
Как вы допустили, что "Формула-1" стала такой скучной — вместо борьбы гонщиков она превратилась в соревнования кошельков и моторов?
Мы не допускали. Но мы не в состоянии иногда менять некоторые вещи. Было бы здорово, и это то, что мы сейчас пытаемся сделать, чтобы двигатели у всех команд в Формуле были одинаковыми, и ни у кого не было преимуществ. Это ведь чемпионат гонщиков, а не конструкторов. Машины важны для владельцев команд, но не для зрителей. С этим мы попробуем справиться, чтобы вернуться к тому, о чём вы говорите.
Можно ли сравнивать звёзд прошлого — к примеру, Лауду или Сенну, с сегодняшними звездами — Феттелем и Росбергом?
Ники Лауда был очень популярен, потому что жил в определённую эпоху, люди становились знаменитыми из-за того, что рисковали попасть в аварию и погибнуть. Это делало их экстремально популярными во всём мире. Но нам не нужно повторение тех времён. Себастьян Феттель другой... Этого уже не изменить.
Что за конфликт между вами и боссами ведущих команд формулы Mercedes и Ferrari?
Им не нравится то, что я делаю, потому что это не то, чего они хотят?
Да, верно.
Они хотят остаться с тем, что у них есть. Потому что так лучше для них.
Какой выход из ситуации вы видите?
Посмотрите гонку в Сочи и вы увидите, я думаю, будет заметно, что команды меняются.
Но эти команды хотят периодически вас сместить.
Они могли бы это сделать.
Когда собираетесь на пенсию?
Рано или поздно я уйду на пенсию, добровольно. Сейчас я счастлив делать то, что делаю.
На каких условиях вы могли бы продать ваш бизнес?
Я и мой траст не ключевые акционеры "Формулы-1". Вопросы — что, когда и за какую цену решают другие акционеры.
Что думаете о скандале с документами панамской юридической фирмы?
Журналисты всегда ищут конфликтные вещи.
Вы готовы отказаться от использования офшоров?
Нет. Многое зависит от того для каких целей люди используют этот бизнес. Вообще-то, использование офшоров — законно.
Наши строители отчитались, что трасса в Сочи — одна из лучших в Европе. А как вы считаете?
Да, она супер. Но разные трассы имеют отличающиеся характеры. Трасса в Абу-Даби отличается от сочинской, а сочинская от той, что в Баку или Монте-Карло.
Гонка в Сочи прибыльная?
Мы работаем над этим.
У вас есть какая-либо любимая трасса?
Есть много трасс, парочка из них старше меня. Это очень специфический вопрос.
Вы довольны результатами продвижения "Формулы-1" в России?
Да, они хорошие. Наше соревнование — это чемпионат мира. Мы должны быть в важных частях мира. Россия, на мой взгляд, возможно, самая важная часть.
Что думаете об электроавтомобилях?
Не думаю, что это практично.
Как относитесь к женским командам в "Формуле-1"?
Я считаю, что женщина должна быть на кухне. А если серьёзно, это было б фантастикой. Но вряд ли кто будет воспринимать женщин серьёзно, чтоб давать им хорошее оборудование.