Регион

Уведомления отключены

Страница не загружается? Возможно:
1. Низкая скорость интернета - проверьте интернет-соединение
2. Устарела версия браузера - попробуйте обновить его
25 мая 2016, 07:00

5 лучших фильмов Каннского фестиваля по версии Лайфа

Кинообозреватель Лайфа заворожённо смотрел фильмы, которые показывали на фестивале в городе Канн, и выбрал 5 лучших.

<p>Фото: &copy;&nbsp;festival-cannes.com</p>

Фото: © festival-cannes.com

Этот список ни в коем случае не претендует на звание экспертного мнения или объективность (как и любое личное мнение). Замечу лишь, что ни один из этих фильмов, кроме "Красной черепахи", не получил титульных призов на Каннском фестивале.

"Патерсон"

Фильмы Джима Джармуша всегда были необыкновенно поэтичны. "Мертвец" — это гимн во славу кочующих авантюристов, "Выживут только любовники" — ироничное посвящение интеллектуалам, соратникам режиссёра. Так вот, "Патерсон" — это фильм-стихотворение, прекрасный в своей простоте.

Водитель автобуса по имени Патерсон живёт в городе Патерсон, Нью-Джерси. У него есть красивая, но странная девушка Лаура, которая постоянно самовыражается путём раскрашивания всего вокруг чёрно-белыми полосками. Действие картины проходит за неделю: 5 рабочих дней, почти ничем не отличающихся, и два выходных.

Каждое утро Патерсон завтракает, записывает в секретную книжечку свои стихи, развозит пассажиров. Вечером он выгуливает чудесного английского бульдога Марвина до любимого бара. Один раз автобус ломается. Больше в фильме ничего не происходит.

Мир вокруг поэта всегда волшебный. В прачечной герой встречает рэпера и поэта по имени Method Man из Wu-Tang Clan, который тренирует флоу под ритм работающей стиральной машинки. Всё время кругом встречаются близнецы, так как Лауре они однажды приснились. Однообразная работа водителя Патерсона никак не удручает. Оператор Фредерик Элмс, часто работающий с Джармушем, снимает американский город средних размеров так, как его видит Патерсон. Солнечные улицы, тихие проспекты — летнее городское утро ощущается так, будто ты только что вышел на улицу.

То есть "Патерсон" — это картина о том, как быть счастливым, не гоняясь за этим счастьем. Герою больше ничего не нужно, он живёт настоящим и не нуждается в веяниях будущего. У него нет смартфона, информационный шум его не интересует. Всё, что у него есть, — любовь, работа и стихи, простые и светлые, о девушке, вдохновении и ещё о спичечном коробке. Ведь спичкой твоя подруга в постели может прикурить сигарету, и нет ничего красивее.

В то же время это фильм про самого Джима Джармуша. Герой совершенно не амбициозен, старомоден, молчалив, но не глуп. Свои стихи, которые его подруга справедливо считает гениальными, он нигде не собирается публиковать и даже копировать на случай потери. Только в этом и разница: Джармуш свои фильмы всё же показывает на фестивалях, и спасибо ему.

"Красная черепаха"

Дебютный полнометражный мультфильм нидерландца Михаэля Дюдока де Вита показывали в программе "Особый взгляд", второй по значимости на фестивале. Там он получил утешительный специальный приз. Если бы основная программа не была бы такой консервативной и в неё бы брали анимацию, "Красная черепаха" выглядела бы самородком на фоне псевдоискусства.

Это 80-минутный мультфильм без слов, сражений и говорящих животных. Вместе с режиссёром им занималась студия Ghibli великого Хаяо Миядзаки. Это их второй опыт копродукции с европейцами — до этого были, на секундочку, "Унесённые призраками". 

Мужчина в белом плывёт на утлой лодке по бушующему океану. К утру его выносит на необитаемый остров. Он трижды плетёт плот и пытается уплыть, но каждый раз ему головой проламывает судно гигантская красная черепаха. В ярости мужчина переворачивает черепаху на спину. Наутро панцирь лопается и черепаха превращается в девушку с длинными волосами.

О работе де Вита сложно писать. "Красная черепаха" — искренняя и грустная работа, при этом сложная аллегория об одиночестве и смерти, представленная так, что всё становится понятно и ребёнку. История без начала и однозначного конца, без морали и выводов, эдакая анимационная притча обо всём и ни о чём. В недлинном (что для фестиваля было редкостью) мультфильме, бесконечно красиво нарисованном, есть и рождение (даже не одно), и любовь, и смерть. Его почти невозможно анализировать: это мультфильм не для критики, но для души. Де Вит делает первичное, элементарное кино, разговаривающее со зрителем без кунштюков и обманок, без спецэффектов и сражений, одними только междометиями: эй, ой. Возможно, из-за универсальности мировые гиганты из Sony Classic рискнули и купили этот маленький шедевр для мирового проката, так что, вероятно, посмотреть мультфильм можно будет и в России.

Необходимо также посмотреть другую работу Михаэля Дюдока де Вита  "Отец и дочь", короткометражную анимацию, выигравшую "Оскар" в 2001 году. Возможно, это будет самый душераздирающий опыт в вашей жизни.

"Тони Эрдманн"

В российском прокате с 17 ноября 2016 года.

Фаворит всех критиков не понравился жюри. На церемонии закрытия фильму не выдали ни одного приза, лишь только ФИПРЕССИ, ассоциация кинопрессы, вручила главную награду. Куда важнее первая зрительская реакция: на показе для прессы, где могут освистать картину, рукоплескали не только на титрах. Единственный раз я услышал на сеансе овации в середине, причём на сцене, подумать только, с пением под синтезатор.

Немка Марен Аде сняла двухчасовую ироническую комедию, причём сняла смело, без оглядки на любые индустриальные стандарты. Первый час тратится только на неспешное и неподробное описание персонажей, переброс шуточками, которым отводится важное место. Ведь по сюжету отец-приколист приезжает из Германии в Бухарест поздравить с днём рождения дочь-бизнесвумен, которая из-за занятости по работе уже совсем потеряла берега. Она, по мнению отца, забыла, зачем живёт, поэтому он устраивает пранкерский бенефис с участием её коллег. В идиотском парике и с накладной челюстью он рассказывает всем, что специально приехал в столицу Румынии к стоматологу, чтобы увеличить зубы, потому что, дескать, они у него были слишком маленькие. 

"Тони Эрдманн" — это очень энергичная и во многом визионерская картина. Для вечно взбудораженных гостей Каннского фестиваля она стала неожиданным открытием и отрадой, особенно посреди традиционного соцреалистического драматического кино. Смешной, свежий по задумке, этот водевиль неожиданно достигает каких-то сокровенных уровней киноизобразительности.

Малоизвестный телеактёр Петер Симонишек, играющий отца, лицедействует, будто в последний раз, а вот Сандра Хюллер, дочь, играет сдержанно, но в правильные моменты выдаёт перформанс разрушительной силы. Сквозь буффонаду при этом видна космическая грусть: все герои потерялись в жизни, утонули в амбициях, оказались в богом забытой румынской столице, занятые чёрт знает чем. И вот безумствующий дядюшка в парике и с зубами — последнее живое существо в царстве уныния. Но самое главное, что после такого кино и сам вспоминаешь, зачем живёшь,  — такое ощущение остаётся при выходе из зала.

"Госпожа"

Другие переводы названия: "Мадемуазель", "Служанка". В российском прокате с 25 августа 2016 года.

Режиссёр из Южной Кореи Пак Чхан-ук известен по "Олдбою" и "Сочувствию госпоже Месть". Он снимает зрительское, жанровое, в общем-то, понятное кино. При этом его фильмы очень стильные, по-азиатски мудрые и абсолютно безумные. Вот и его "Служанка" — это такая отчаянная экзотика, нечеловечески красивая, интригующая и не имеющая никаких самоограничений.

госпожа "Мадемуазель", "Служанка"

Два жулика  он и она  планируют обнести богатую и молодую леди Хидеко с огромным наследством, которую воспитывает дядя-извращенец. Он хочет женить её на себе, а потом сдать в психушку, а она устраивается служанкой и склоняет аристократку к браку. 

Фильм поделён на три части, в конце каждой — неожиданный поворот, оторваться невозможно. В процессе сюжетных разворотов возникают порнорассказы, гигантский осьминог, лесбийский заговор, ножницы для отрезания пениса, и всё это действительно необходимо и оправданно!

 

"Она"

Не путать с фильмом Спайка Джонза "Она" 2013 года. То был американский фильм Her, а это — французский фильм Elle. В российском прокате с 22 сентября 2016 года.

Пола Верховена все знают по "Основному инстинкту", главному фильму популярного когда-то жанра эротического триллера. Массовый зритель думал над неопределённой развязкой, гадал, кто же на самом деле всех убил. Между тем, кинокритикой этот фильм почитается как кинорозыгрыш, эталонный антидетектив, в котором классический ответ на вопрос, кто убийца, не имеет никакого смысла, и даже задавать его в данном случае — ошибка. Концовка не даёт ответа на этот вопрос не для того, чтобы сохранить какую-то интригу, а потому, что ответа и не планировалось изначально.

Вот такой же фильм-обманку 77-летний голландец привёз в Канн. "Она" для тех, кто не знает фишку, первый час будет казаться прескверным драматическим триллером. Но на самом деле это чернейшая комедия, причём, что удивительно, об изнасилованиях. Главную героиню, стоически сыгранную Изабель Юппер, с первого же кадра начинает сношать половой агрессор в маске. Она встаёт, отряхивается, собирает осколки побитой посуды, моется и едет на работу. С одной стороны, это странно, а с другой — что ей ещё оставалось делать? Развитие истории показывает, что доверять полиции она не может: её отец — серийный маньяк, и есть подозрения, что она ему даже помогала. Потом насильник приходит ещё пару раз, и этим сексуальные приключения героини не ограничиваются.

Американские критики были в шоке: как же так, смешной фильм, потешающийся над изнасилованными женщинами! Но в этом сарказме без границ и есть сила Верховена. Его героиня сильнее всяких феминисток: она переживает и отца-маньяка, и насильника, управляется с сыном, категорически не умеющим жить, а ещё спит с мужем партнёра по бизнесу. Она немножко психопатична, и потому прокручивает все эти схемы несколько отстранённо, почти без эмоций, с нескрываемой уверенностью. Очередная сильнейшая женская роль в программе, которую никак не отметило жюри.

Ещё интересный момент. Главная героиня вместе с партнёром владеет студией, разрабатывающей видеоигры. Проект, который показывают в кадре, похож на реально существующую игру Styx, на стенах висят всамделишные постеры хита The Last of Us. Таким образом, на самом снобском и консервативном в мире фестивале впервые показали фильм, в котором игровая индустрия признаётся мейнстримной, а не маргинальной. Видеоигры окончательно признаны обычными медиа, а теперь ещё и авторским кинематографом.

Бонус-трек: "Неоновый демон"

В российском прокате с 28 июля 2016 года.

Освистанный и обруганный, новый фильм Николаса Виндинга Рефна всё равно примечателен по многим причинам. Режиссёр из Дании — дальтоник, возможно, по этой причине он руководствуется в творчестве простым кредо: во-первых, это красиво. 

В "Неоновом демоне" Виндинг Рефн исследует саму природу красоты, самой несправедливой силы. Нельзя стать настоящей красавицей, можно только родиться такой. Это же понимает сиротка Джесси (Эль Фаннинг), которая приезжает в Лос-Анджелес с намерением стать моделью. Другие девушки из индустрии (красавицы Джена Мэлоун, Белла Хиткот, Эбби Ли) сразу понимают: нельзя быть на свете красивой такой. Их мания к красоте — уже культ и религия. Их зависть — экстатическая: нужно попытаться завладеть её красотой, поглотить, пожрать её в самом буквальном смысле. 

В Лос-Анджелесе Рефна всегда либо горит палящее американское солнце, либо пугает ночь, разукрашенная неоном всех оттенков. В кадре стоически стоят невозможно красивые девушки, которых в замедленной съёмке обмазывают блёстками минимум полчаса экранного времени. Эль Фаннинг, 18-летняя актриса, пропустившая ради Канн выпускной вечер, размазывает по шее искусственную кровь для фотосессии.

Претензии всех высоколобых критиков понятны: содержания в этом немного. Но зато красиво, чёрт побери, а как ещё должен выглядеть фильм о зависти к красоте? Вот они и завидуют.

Комментарий

1
avatar
avatar
Людмила Оржековская25 мая 2016, 07:53

Спасибо! Обязательно посмотрю эти фильмы :)

Новости партнеров