Настоящие победители и проигравшие Каннского фестиваля
Вчера во время церемонии закрытия Каннского фестиваля были объявлены лауреаты всех премий. Профессиональная пресса недоумевает: как можно было вот так раздать призы?
Джим Джармуш и Игги Поп. Фото: © REUTERS/Eric Gaillard
Жюри в этом году более чем наполовину состояло из актёров, выбранных по загадочным принципам: Кирстен Данст ("Меланхолия"), Мадс Миккельсен ("Охота", "Ганнибал"), Валерия Голино ("Человек дождя"), Ванесса Паради (известна разводом с Джонни Деппом), Дональд Сазерленд (президент Сноу из "Голодных игр"). Остальные — тоже далеко не киноведы-интеллектуалы. Глава жюри — режиссёр "безумных Максов" Джордж Миллер, который уже заявлял в интервью, что не является большим киноманом, потому что у него много других дел. Кроме него из режиссёров французский, что характерно для Канна, постановщик Арно Деплешен, оскаровский лауреат из Венгрии Ласло Немеш. Наконец, в числе прочих решения принимала иранская продюсер Катаюн Шахаби, присутствием которой можно объяснить половину всех наград.
А как ещё можно объяснить такое доминирование фильмов из развивающихся стран и при этом полное отсутствие шокирующего содержания в картинах-победительницах? Восточная гостья просто поддержала приемлемое для неё кино и искусство третьего мира. Вот, скажем, иранский фильм "Коммивояжёр" режиссёра Асгара Фархади, который получил сразу два приза — за лучшую мужскую роль и сценарий. Фархади — признанный постановщик из новой иранской волны, получил "Оскар" за свой в высшей степени примечательный фильм "Развод Надера и Симин". Однако его новая работа оказалась пресным и театрализованным действом, интересным разве что этнографам. В нём мужчина мстит старику за то, что он увидел его жену в душе. Интереснее всего то, что иранские женщины, оказывается, действительно моются не в одежде.
Приз жюри — это как бронзовая медаль. Выдали его трёхчасовому фильму American Honey. Правильнее всего название переводить как "Американская милашка", но оно всё равно не имеет большого смысла, как и вся картина. Если вкратце, то это трёхчасовой однообразный клип о жизни американского отребья, разъезжающего по стране на минивэне. Чтобы хватало на травку и мотели, они ходят по домам и продают подписки на журналы. Лучшего продавца, с которым главная героиня быстро переспит, играет скандально известный Шайя Лабаф. Но даже главная звезда современного акционистского искусства никак себя не проявляет и играет, как в "Трансформерах". Сцены повторяются одна за другой: вот очередной секс Лабафа, вот танцы вокруг костра, вот все едут на машине и подпевают рэп-треку. Критики решили, что это исчерпывающее высказывание на тему потерянного поколения, но и про это три года назад уже был фильм в конкурсе Канн — "Отвязные каникулы" Хармони Корина.
Ксавье Долану, 27-летнему любимчику Канн, выдали гран-при за фильм "Это всего лишь конец света", который был освистан и признан жюри критиков журнала Screen одним из двух худших фильмов фестиваля. Это действительно худший фильм канадского вундеркинда, чья "Мамочка" была главным авторским хитом 2014 года. Сейчас ему уже порядочно лет, называть его вундеркиндом уже как-то неловко, а, значит, и спрос больше.
Про фильм, который получил главный приз, хочется говорить меньше всего. Золотую пальмовую ветвь отдали Кену Лоучу — одному из главных Каннских режиссёров за картину "Я, Дэниэл Блэйк". Это 13-й приз Лоуча, первый из них он получил в 1979 году. Почтенному режиссёру остался месяц до 80-летия, и вот, видимо, как подарок на праздник, ему преподнесли престижнейшую награду, притом уже вторую. Первую за фильм "Ветер, который качает вереск" Кен Лоуч забрал всего 9 лет назад.
Фильм "Я, Дэниэл Блэйк", как и всегда у Лоуча, — это суровая и реалистичная, но простая и открытая для зрителя драма о жизни в обществе. Главный герой — пожилой гражданин, который потерял работу и жену и вынужден просить государство о пособии, что ему сделать очень тяжело. На показе все в конце плакали, может быть, именно этот факт так взволновал уважаемое жюри: раз плачут, значит, хороший фильм.
Раз жюри показало себя попросту некомпетентным в контексте Каннской программы, стоит назвать настоящих победителей и помянуть неудачников фестиваля.
Победители
Джим Джармуш
Икона независимого американского кино показал в Канне сразу две картины.
"Патерсон" с Адамом Драйвером оказался одним из лучших его фильмов за последние годы. Это прекрасная картина о жизни водителя автобуса. Пять дней водитель по имени Патерсон, живущий в городе Патерсон, ходит на работу, а потом у него два дня выходных, и больше ничего не происходит. У него есть очень красивая, но немного безумная подруга, любимый бар, в который он ходит каждый вечер, а ещё поэзия. Он пишет стихи в книжечку, которую никому никогда, кроме девушки, не показывал. Ещё у него есть прекрасный мопс Марвин. Собака, кстати, получила награду, как лучший пёс фестиваля, к сожалению, посмертно. В конце титров ей есть трогательное посвящение. Вот и фильм такой, очень трогательный и светлый, о том, как можно жить самой обычной жизнью, не гоняясь за изменчивым миром, и быть абсолютно счастливым.
Другая же картина — документальная, об Игги Попе и группе Stooges. Премьеру посетил сам мэтр: он показывал всем факи, на спор пришёл на красную дорожку без рубашки и обнимался с Джармушем. Фильм к этому его образу ничего не добавил, да и не надо.
Немецкий кинематограф
"Тони Эрдманн" — немецкую трёхчасовую комедию — чествовали все. Это единственный фильм, на котором хлопали не в конце фильма, а в середине, на очень сильной сцене с пением под синтезатор. Это удивительный фильм, который, к сожалению, вряд ли будет возможно найти после фестиваля на каком-нибудь показе. Всё же запоминают только лауреатов.
Семейные ценности
Каждый год есть одна тема, которую эксплуатируют в фильмах программы чаще всего. В этот раз почти во всех картинах фигурировал институт семьи. Его пытались, например, разрушить в "Лавинге" Джеффа Николса — фильме про первую законную межрасовую пару в США. Семья, пусть и распадающаяся, объединяла отца и дочь в "Бакалавриате" румына Мунджию. Все награждённые фильмы, кроме, наверное, "Американской милашки", говорят о проблемах семьи.
Проигравшие
Кристен Стюарт
После успеха "Зильс-Марии" американка продолжила экспансию в европейское кино, но неудачно. "Персонального покупателя" Ассайяса, которого критики просто распяли, всё же наградили призом за режиссуру, но против этого решения были настроены все журналисты. "Светскую жизнь" Вуди Аллена, фильм открытия, показанный вне конкурса, просто никто не запомнил.
Вуди Аллен
Мало того что в новом фильме американского классика комедии никто не нашёл ничего нового. Так ещё и он ввязался в очередной виток скандала, связанного с его детьми, обвиняющими его в изнасиловании.