Как не зарыть талант своего ребёнка (часть 2)
Многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что наличие одарённости является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием, образованием, развитием. В чём же основные ошибки родителей?
Как не зарыть талант своего ребёнка (часть 1)
С раннего детства папа с мамой формировали жизненный сценарий: подчиняешься — значит, ты хорошая и любимая дочь или сын. Каждый, наверное, получал поздравления со словами "будь умницей, слушайся маму и папу" или в адрес родителей – "желаем, чтобы дети слушались". Слушаться и прислушиваться — разные вещи. Принципиально.
"Слушаться" как синоним "подчиняться" очень негативно сказывается на дальнейшей судьбе ребёнка. Из-за этого у одарённых детей, особенно девочек, нередко формируется боязнь преуспеть. Главная причина страха собственных честолюбивых желаний и претензий заключается в боязни потерять любовь. При этом родители возводят подчиняемость в ранг главных достоинств и при каждом удобном случае демонстрируют окружающим свою власть над маленьким беззащитным ребёнком.
Вместо этого договоритесь о "правилах игры", превратите вообще процесс общения в игру, дети с удовольствием это поддержат! Ведь ребёнок с самого начала желает, чтобы его уважали и воспринимали всерьёз — таким, какой он есть.
Если одарённый ребёнок обучается по обычной программе, у него часто появляется неприязнь к школе. Ему скучно, неинтересно, потому что стандартный учебный план не соответствует его способностям. Одарённые дети не хотят, а чаще не могут выполнять задания по шаблону. Часто им бывают непонятны очень простые вещи, а сложные усваиваются с первого раза. Требования школьных учителей "делать, что сказано" вызывают бурную реакцию, порицание за невыполненное "как надо" задание может вызвать депрессию.
Так, у моей знакомой ребёнок проплакал весь день после того, как в первом классе учительница перечеркнула всю классную работу из-за того, что слова "Классная работа" были написаны не в строчку, а в столбик. На вопрос, почему ты так написал, ребёнок аргументированно ответил, что его просили отступить пять клеточек от края тетради, а писать в строчку не просили, и он написал так, как ему показалось красивым.
Или в ситуации с "гуманитарной" одарённостью ребёнок может и с пятого раза не понять теорему Пифагора, а его заставляют её учить.
Конечно, нужен индивидуальный подход, и, конечно, в общеобразовательной школе осуществить это проблематично. Поэтому лучше выбрать для ребёнка специализированное учебное заведение — колледж, лицей. Сегодня формируют специальные программы для работы с одарёнными детьми, школы во многих странах перестраиваются и переходят на дифференцированное обучение. Наиболее известные программы работы с одарёнными детьми: методика полного усвоения Дж. Кэрролла и Б. Блума, программа С. Каплан, педагогика индивидуализации Р. Кузине, "Свободный класс" Гилфорда, "Три вида обогащения учебной программы" Рензулли и "Таксономия целей обучения" Блума.
Одарённые дети сами себе могут создавать трудности. У них часто встречается обострённое чувство справедливости, высокие требования к себе и окружающим, им сложно найти эмоциональный баланс. Они критически относятся к собственным достижениям, что приводит к низкой самооценке, стремятся ставить перед собой завышенные цели — всё это приводит к стрессам.
При этом родители часто не уделяют должного внимания таким проблемам, считая их ерундой. Но если вовремя не отреагировать на переживания ребёнка и не помочь ему разобраться в своих чувствах, проблема перерастает в психологическую травму.
Презрение к чувствам ребёнка убивает его в полном смысле этого слова, так как унижает его беззащитную личность.
Видели на улице, как родители игнорируют "истерику" ребёнка, которому не дали то, что он просил? Не только игнорируют, но ещё и высмеивают его реакцию. Такая тактика очень губительна для психики. Возможно, ребёнок просто хотел так же, как мама и папа, идти по дорожке и держать в руке то, что держали они.
Страшно наблюдать, когда двое взрослых оставляют ребёнка наедине со своей болью, не только не вникая в его переживания, но и высмеивая его. И дело не в избалованности ребёнка, а в нежелании, неумении взрослого видеть перед собой человека со своими внутренним страхами, болью. Конечно, любой психолог скажет, что такое поведение родителей можно объяснить тем, что они сами остались неуверенными в себе детьми, а теперь у них появился ребёнок, который слабее их, с которым они чувствуют себя сильными. Но ребёнку от этого не легче.
Унижает ребёнка не отказ в удовлетворении его желания, а презрение к его личности.
Марфа Бусева, детский психолог центра Галины Тимошенко:
"Все эти установки способны одинаково испортить жизнь любому ребёнку. Всем детям нужна родительская любовь и уважение. И это не средство развития одарённости, а необходимые условия для воспитания счастливого человека".
Несколько высказываний Алис Миллер:
Алис Миллер (1923—2010 гг.) родилась в Польше в еврейской семье. После войны, в которой чудом осталась жива, уехала в Швейцарию, где посвятила многие годы изучению психологии, философии, социологии, а позже и психоанализа. После 20 лет работы психоаналитиком полностью сосредоточилась на изучении проблемы детского насилия. Крупнейший мировой специалист по проблеме детского насилия, автор более десяти книг о воспитании и обучении детей, развитии их талантов. Ей пришлось пойти против большинства коллег и общества, чтобы отстоять простую мысль: взрослые должны уважать ребёнка так же, как им бы хотелось, чтобы он уважал их.
- Гнев родителя — следствие его собственных проблем. Но вину за них взрослый возлагает на ребёнка.
- Плохое поведение — один из немногих способов, которые использует ребёнок для наказания взрослого.
- Именно то, что родители скрывают, больше всего волнует ребёнка.
- Травмированные дети навсегда остаются привязанными к родителям и не достигают эмоциональной зрелости.
- Человек должен иметь право на свои собственные, истинные чувства и на их выражение.
- Большинству людей легче умереть (буквально или символически, через убийство своих чувств), нежели вновь ощутить всю беспомощность, от которой они страдали будучи детьми.
- Требования "хорошо себя вести" не имеют ничего общего с самой жизнью. Многим людям эти установки перекрывают путь к свободе.
- Морализаторство только уводит детей с верного пути и перекрывает им путь к самопознанию. Тело, в конце концов, не понимает моральные заповеди.
- Если человеку с детства было позволено чувствовать себя свободным и сильным, то впоследствии у него не возникнет потребности унижать других.
- Полное подчинение воле воспитателей влечёт за собой готовность взрослого человека полностью подчиниться чужой воле.
- Любое воспитание приносит вред.
- Неспособность почувствовать собственные страдания, перенесённые в детстве, приводит к тому, что человек может оказаться невосприимчивым и к страданиям других.