Как сделать успешный краудфандинг-проект?
Если соблюдать определённые алгоритмы и правила, то ваш проект точно станет успешным. Но если автор "спит" и не проявляет инициативу — об успехе не может быть и речи.
Фото: ©planeta.ru
Правило № 1. Проявите активность.34 млн рублей — такую сумму в общей сложности за 4 года пожертвовали на создание кинофильма "Двадцать восемь панфиловцев" петербургских режиссёров Андрея Шальопы и Кима Дружинина. До того как разместить свой проект на boomstarter, Шальопа обращался в Министерство культуры, Фонд поддержки патриотического кино, на телеканалы, к знакомым. К тому моменту, когда он опубликовал свой проект на краудфандинговой платформе, о нём уже знали если не все, то многие из окружения режиссёра. По статистике, коллеги, друзья и знакомые — это 30% участников финансирования.
Настоящую популярность проекту принёс Дмитрий Пучков (Гоблин), который рассказал о нём на своём официальном сайте и призвал финансово поддержать молодых режиссёров на крауд-платформе. Отсюда выводится второе правило.
Правило № 2. Имейте план продвижения.
Ежедневно только на planeta.ru регистрируются около 18 новых проектов, а за 4 года их набралось более шести тысяч, из которых реализованы лишь треть. Без чёткого плана ваш проект рискует затонуть в пучине нереализованных идей. Как пример — группа "Пикник", музыканты которой сумели собрать более миллиона рублей на новый альбом и тур. На сайте группы, на странице проекта постоянно обновлялась информация о ходе сбора средств: объявлялись конкурсы, подарки, музыканты благодарили всех за помощь и люди охотно делились информацией о проекте на своих страницах.
При должных усилиях есть вероятность получить поддержку от самой planeta.ru. Администрация сайта подключает свои ресурсы после того, как проект набирает 25% от заявленной суммы, и помогает популяризировать проект, размещая его на главной странице сайта, включает в еженедельную рассылку среди пользователей, публикует информацию о нём в социальных сетях и дружественных ресурсах.
Правило № 3. Придумайте систему бонусов.Кто из петербуржцев собрал с помощью краудфандинга три миллиона рублей за первые два дня, а потом ещё четыре? Бессменный лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков. И дело тут даже не в авторитете автора, а в том, что, жертвуя деньги на запись нового альбома любимой группы, люди становились "акционерами". За определённый денежный взнос можно было получить диск с автографом музыканта, раритетную коллекционную пластинку или даже коллекционное издание. Это помимо чувства причастности к созданию нового музыкального шедевра.
Правило № 4. Заинтересуйте акционеров.
Не завышайте финансовую цель. По крайней мере, в своих первых проектах. Сначала нужно протестировать лояльность аудитории. Акционеры должны понимать, на что конкретно требуются деньги. Так было у Большого театра кукол, который собрал полмиллиона рублей на гастроли спектакля "Песнь Песней" в Грузии. В описании проекта представители театра указали:
350 000 руб. — перевозка декораций;
322 000 руб. — перелёт гастрольной группы (23 человека) СПб — Тбилиси — СПб;
100 000 руб. — фильм о гастролях (если остальные расходы будут покрыты). К тому же, люди охотнее пожертвуют деньги, если будут понимать, что их вклад — существенен. В противном случае возникает распространённое "мои сто рублей ничего не решат".
Правило № 5. Удивите.
Новая, креативная, гениальная идея — основа успешного проекта. Никто не захочет жертвовать деньги на переиздание скучной книги или проведение никому не нужного городского праздника.