Влюблённые в бездорожье
На протяжении восьми дней Лайф наблюдал за приключениями участников трофи-рейда "Ладога".
Участники 20-го, юбилейного, трофи-рейда "Ладога" улыбаются зрителям, машут руками и сигналят в клаксоны. Для 212 команд из восьми стран мира оказаться на Исаакиевской площади — настоящий праздник. Оставив обычные дела, любители бездорожья отправляются навстречу приключениям.
— И чем быстрее, тем лучше, — говорят участники трофи-рейда. — Жить без бездорожья не можем!
И действительно, глаза горят у каждого, будь это именитый спортсмен на уникальном боевом коне, рождавшемся в гараже, или крупный бизнесмен на крутом джипе, приобретённом накануне старта.
Едем! Первая точка сбора в так называемом базовом лагере, расположенном в Сосновом Бору у небольшого озера, неподалёку от поселка Алёховщина. Участники нынешней "Ладоги", которых мы то и дело встречали на заправках, обочинах или в пробках, помогли нам его найти. В лагере, точнее сказать, в небольшом лесном городке кипит жизнь: устанавливают палатки, устраивают быт. Новички с нескрываемым волнением готовятся к своим первым стартам, проверяя технику.
Прогуливаясь по лагерю, мы заметили среди разнообразия машин двух автомонстров: огромные колёса, агрессивный дизайн с дизельным сердцем под капотом.
— Для европейцев — "Хунта", для россиян — "Хаски", — уверенно отчеканил штурман из Сургута Виктор Сарапин. — На нём мы проедем везде, где захотим. Кончится берег — проплывём!
Действительно, помимо колёс у машины имеется и гребной винт от катера. В воде можно развить скорость до семи километров в час, утверждает Виктор. Для монстра белорусского производства с названием одной из самых сильных пород собак это первое трофи. Раньше автомобиль проходил только испытания. В классе ATV-special его прямой конкурент — питерский снегоболотоход "Шерп", названный в честь племени в Непале, которое издревле выполняло тяжёлую работу на подъёмах к Эвересту.
Забавный дизайн, бортовой привод с уникальными разработками конструктора Алексея Гарагашьяна. Гонщик до мозга костей и инженер по призванию рассказывает, что не планировал выступать здесь, но, по его словам, "Хаски" спровоцировали": разместили в Сети рекламный ролик и в конце добавили: мол, где не пройдёт "Шерп", пройдёт "Хунта". Вот и пришлось вызвать на дуэль братьев-белорусов, говорит с улыбкой Алексей. Члены команд, встречая друг друга в лагере, не разговаривают, ждут схватки на бездорожье.
Отъехав около 15 километров от лагеря в чащу к месту старта первого специального участка под названием "Маягиничи", машины с интервалом в одну минуту, шлифуя лесную дорогу, срываются с мест. Две "Хаски" вышли первыми, за ними — два представителя непальского племени "Шерп".
Первый спецучасток — разминочный. 27 километров лёгких болот и грязи, открытые участки, где можно раскрутить обороты машин на максимум. Участникам предлагалось пройти его за шесть часов. Алексею Гарагашьяну понадобилось ровно полтора часа. "Хаски" обогнал спустя километр, вспоминает, не скрывая радости за результат, пилот-конструктор. Стоя на финише с попавшими из луж на лицо брызгами, рассказывает, как на трассе развлекал зрителей.
— Я по тормозам — вездеход на передние колёса! Потом стал подниматься. Я тормоза отпустил, и машина встала на четыре колеса. Наверное, порадовались зрители. "Свечечку" устроили. Называется "стоппи" по-мотоциклетному, — на кураже рассказывает Алексей.
Для пилота-конструктора это уже четвёртые соревнования на Ладоге. Три раза он побеждал в классе "мото". В этот раз привёз свой болотоход и решил во что бы то ни стало победить. Большая команда механиков и сервисменов в считаные минуты справлялась с любой проблемой техники. Авантюрист по жизни и конструктор-самоучка по призванию, Алексей Грагашьян прошёл всю гонку, оставив далеко позади ближайших преследователей, и осуществил свою мечту.
Белорусские вездеходы не уложились в лимит времени ни на одном специальном участке. В трофи-рейде "Ладога" белорусам не покорилась ни одна трасса. Конструктор и пилот вездехода после первого дня гонки, поняв, что выиграть не получится, критиковал организаторов: мол, были бы трассы шире — была бы борьба.
— А так, кроме как на минском мотоцикле, проехать по маршрутам нереально. Нам никто не рассказал, что пройти по маршруту без бензопилы будет невозможно. Это очень печально, — с отчаянием заключил Александр, безуспешно пытаясь прикрепить оторванное крыло машины. — Думаю, больше никогда не поедем мы на Ладогу.
А вот экипажу машины по прозвищу "Патриот" маршруты давались куда проще. За исключением болот, которых они практически никогда не видели. Привыкшие ездить в горах Кавказа пилот Вячеслав Бессмертный из Ставрополя и уроженец посёлка Лоо Лазаревского района штурман Вячеслав Зейтунян аккуратно пробираются по трясинам огромных болот. Медленно, но уверенно, при помощи алюминиевого якоря, который крепится к лебёдке и погружается в кочки болот, а также металлических пластинок сэнд-траков, подкладываемых под колеса машины, экипаж выбирается из трясины. Улыбаясь, пилот признаётся, что за рулём спортивной машины он всего два месяца и это его первые крупные соревнования.
— Я не могу даже ещё почувствовать всех возможностей этого зверя, — добавляет Вячеслав. — Стоил он мне немало, около пяти миллионов рублей, но это того стоит, поверьте!
Взяв отпуск, новоиспечённый пилот с головой отдаётся соревновательный борьбе. К слову, то ли машина вышла удачная, то ли штурман, который периодически садился за руль, опытен, а может, это везение, присущее новичкам, но "Патриот" не позволил приблизиться ни одному из восьми экипажей, выступающих в спортивном классе ТР-3. За три дня до финиша его экипаж стал чемпионами.
Отдых в палатках: комары, слепни, клещи, змеи и даже медведи. Большинство участников соревнований считает, что это — романтика и единение с природой. Готовить на костре, принимать душ в озере или реке, восстанавливая силы перед очередными заездами, здесь, в лагере, одно удовольствие. Чистый воздух и прохлада позволяют выспаться за 3—4 часа. Некоторые команды, пожалуй, отдыху отводят даже большее внимание, чем соревнованиям. Например, лагерь финнов. Приехали на трёх военных шведских грузовиках. Привезли с собой кухню, на которой с утра до вечера крутится повар-энтузиаст Янне Суурхольма. Каждый день новое меню. Говорит, что приехать на Ладогу вместе с друзьями для него большое удовольствие.
— Экспонат в нижнем женском белье, пылившийся у кого-то из членов команды в гараже манекен, стоит для поддержания хорошего настроения. Ради шутки, — сидя в уютном кресле, указывает штурман Александр Суур на пластмассовую женщину, установленную рядом с импровизированной столовой.
Мотоциклы, квадроциклы, вездеходы, различные машины: от обычных, которые легко можно встретить на улицах города, правда, оснащённых лебедкой, заканчивая классом Рroto. Прототипы — спортивные, лёгкие, быстрые машины на сленге — "котлеты", на вид похожи на багги. Самую мощную привезли спортсмены из Литвы. Красивый номер на борту 444 и табун в полтысячи лошадей под капотом. Но именно мощь провоцировала частые поломки ходовой. В результате победил другой экипаж из Литвы — Нериуса Гурклиса и Аигарса Зейза. Медленно и уверенно, с европейской педантичностью они шли к заветной цели, преодолевая болота, броды, камни, умело заготовленные организаторами на спецучастках.
— Мы едем 120 или 130 километров в час. Это уже не офф-роад, а ралли. Раньше такого не было. Не было таких сложных трасс, да и машин таких не было мощных. Теперь они могут плавать. Не задумываешься, как пересечь какой-нибудь водоём, — говорит Нериус Гурклис.
А вот экипажу из Череповца, выступающему на "сузуки", не повезло: их "самурай", заезжая на подъём на первом специальном участке, загорелся. Помогали тушить все, кто увидел ЧП на трассе. Однако спасти машину не удалось, она сгорела полностью. Уцелели только дорогостоящие колёса — их специально забрасывали грязью.
Штурман экипажа Сергей Цветков говорит, что, несмотря на инцидент, всё равно продолжит соревноваться. Машину отослал на стоянку в Новую Ладогу, сам отправился вторым штурманом ко второму череповецкому коллективу.
— Обидно, конечно, вот так в первый день уничтожить машину, но мы не унываем. "Сузуки" восстановим, когда вернёмся домой с кубком, — подмигивая, говорит Сергей.
Скалы, лес, болота и глубокие броды на протяжении 170 километров стали самым сложным заданием для участников. Более десяти экипажей выбыли во время суточной гонки по бездорожью. Так, пилот из Финляндии, выступающий на квадроцикле, на старте врезался в дерево и сломал ногу.
Был и ещё один маршрут — Ояярви, по названию озера в Карелии. На трёхкилометровой косе — препятствия на любой вкус. Округлые гранитные камни, оставшиеся здесь после схода ледников миллионы лет назад — достопримечательность здешних мест, а для спортсменов — вызов. Аккуратно, не торопясь, участники проходили это препятствие, переваливаясь с камня на камень. Практически всем удалось преодолеть преграду на пути. Денис Шубин прошёл её дважды: возвращался и помогал своему партнёру по команде.
Всего с 28 мая по 5 июня команды проехали почти 1,5 тысячи километров, из них половина — это маршруты спецучастков. Участники состязались в 12 классах, профессиональных и любительских. Мотоциклы, машины, квадроциклы, вездеходы и велосипеды. Пройти трофи-рейд "Ладога" для участников — больше, чем путешествие. Побеждают здесь только самые выносливые, смелые и сильные.