Аниматор Disney из России раскрыл секреты создания "Зверополиса"
Марат Давлетшин родился в городе Октябрьском Республики Башкортостан. От первых пластилиновых мультфильмов он смог добраться до работы над "Зверополисом" — самым прибыльным мультфильмом 2016 года, который понравился и критикам, и зрителям. Сейчас картина занимает 4-е место в списке самых кассовых анимационных фильмов в истории человечества.
Аниматор
Марат — 29-летний обаятельный молодой человек, смешливый интроверт, стесняется журналистов, хотя он находится от нас в десяти тысячах километров. Аниматор сидит в офисе Disney в Лос-Анджелесе, там ещё солнечное утро, как мы видим по телемосту.
Свой путь в анимации работник Disney начинал со школьного вандализма. Он делал из учебных пособий так называемые флипбуки — книжки, в которых нужно быстро пролистывать страницы, чтобы изображение двигалось.
К первым пробам в анимации Марата ещё в детстве подтолкнули родители. "В один прекрасный день папа предложил мне сделать свой мультфильм. У нас была VHS-камера, и мы начали делать мультфильмы из пластилина".
Через детское творчество он дошёл до первой оплаченной работы, которую ему, однако, никто не заказывал: "В городе была большая торговая сеть. Не спрашивая разрешения, я сделал для них рекламный ролик и понёс к ним. Им не понравилось, они сказали, что им ничего не нужно. Потом через какое-то время решили взять и предложили мне денег. Процесс пошёл!"
Мультипликатор набивал руку на рекламных роликах и читал пособия в Интернете, вместе с этим он изучал 3D-анимацию, которая сейчас используется во всех крупнобюджетных проектах индустрии. Для продолжения обучения Марат хотел поступить во ВГИК, главный киновуз страны. Чтобы показать свои способности, он сделал короткий ролик и выложил его на один из форумов. Там его нашла петербургская студия, которая предложила ему работать и учиться у них. Так вместо ВГИКа он оказался в маленькой компании, которая делала анимацию для игровых автоматов.
В тот же период Марат обучался у бывшего аниматора из Disney, переехавшего в Москву. Он решил, что больше всего ему нравится именно диснеевский стиль персонажной анимации: когда у каждого нарисованного или смоделированного героя есть свой стиль, душа, он играет на экране, как актёр.
Аниматор сделал всё, чтобы попасть в студию мечты. Он переехал в Сан-Франциско, там учился в школе, организованной Pixar. Параллельно Марат успевал работать в игровой компании Telltale Games над крайне успешной видеоигрой про зомби The Walking Dead.
Наконец на одной из презентаций Марат смог показать свои работы компании Disney, после чего получил работу.
Получается, что в России Давлетшин лишь учился мультипликации, работал, где мог, но настоящим кино занялся лишь в США. Когда его спрашивают о любимых мультфильмах, он тоже вспоминает именно диснеевские сериалы: "В детстве мне нравились мультфильмы, которые показывались по воскресеньям утром: "Чудеса на виражах", "Скрудж Макдак".
При этом советскую мультипликацию Давлетшин полюбил, когда уже вырос:
Любимым отечественным анимационным фильмом он называет "Жил-был пёс" Эдуарда Назарова: "Там Назаров очень хорошо сделал жесты волка, который сидит на пеньке. Он засмеялся, а потом за поясницу схватился".
Вот так Марат, родившийся в Башкирии, оказался в крупнейшей кинокомпании в мире, не столкнувшись с российской анимацией. "Союзмультфильм" и "Мельница" никогда не работали с Давлетшиным. Он единственный раз упоминает о российских кинореалиях, когда речь заходит о слове "аниматор". В России так часто называют работников в больших костюмах, которые развлекают детей на праздниках. У нас же принято называть аниматоров по-советски художник-мультипликатор. "Некоторые думают, что аниматоры — это те, которые развлекают. У меня столько историй на эту тему!" — смеётся Марат.
Анимация
Марат работает в Disney с 2013 года. В его послужном списке всемирно известные мультфильмы "Холодное сердце", "Город героев" и свежий "Зверополис". Последняя работа сильно отличается ото всех предыдущих.
Главными героями в ней являются не люди и не роботы, а антропоморфные животные, то есть звери, наделённые человеческими качествами. Целый мегаполис, населённый носорогами, жирафами, тушканчиками, лисами и кроликами, которые ходят на задних лапах и разговаривают, был полностью придуман на студии Disney.
Джуди Хопс — главная героиня "Зверополиса". Милая маленькая крольчиха приезжает в большой город, чтобы работать в полиции. "Сложность состояла в том, что животные повадки надо совместить с человеческими", — вспоминает Марат. "Все мы знаем, что кролики резкие, внимательные, осторожные. Они чистят свои лапки, чтобы помыть лицо, такие чистюли! И я решил: пусть сначала она действует, как животное, и в какой-то момент делает что-то, как человек. И я сделал так: когда она заканчивает чистить лицо, она вдруг поправляет свои ушки, как женщины обычно поправляют свои волосы".
Симбиоз людского и звериного в героях можно наблюдать на протяжении всего мультфильма: "Вспомнить тех же самых волков. Они стоят, как охранники, но в какой-то момент начинают выть".
Аниматоры — это такие же актёры, как и те, что озвучивают фильм. Даже больше: то, как двигаются персонажи, их мимику и жестикуляцию придумывают только мультипликаторы. Конкретно над "Зверополисом" работали Идрис Эльба, Дж. К. Симмонс, певица Шакира. И вот эти знаменитости, которые дарят голоса главным героям, вообще не видят мультфильм: у них есть только реплики и первые раскадровки. А уже под записанные голоса делают мультфильм, во всяком случае, так устроено в Disney.
"Актёрская игра в фильме, которую вы видите, это 50/50 между актёром и голосом. Получается, что аниматоры — это ещё актёры, и психологи, и философы". При этом голос не меняется, а над каждым героем работают огромное количество людей. "В этом прикол нашей профессии, нас никто не знает, мы бойцы невидимого фронта", — смеётся Марат.
Давлетшин долго работал над важной для сюжета "Зверополиса" сценой в кафе-мороженом. Там Джуди впервые встречается с её невольным напарником лисом Ником, который проворачивает мошенническую аферу с её же участием. Вместе с миниатюрным подельником, который притворяется ребёнком, он раскручивает крольчиху на покупку мороженого слоновьего размера.
На экране показывают видео с Маратом. Он стоит в комнате с зеркальными стенами и, как самый настоящий актёр, играет роль Ника в этой сцене. Аниматор явно не лишён артистического дарования: его проработка персонажа очень детальная, с точными и продуманными движениями и выражениями лица.
"Каково поведение Ника в этой сцене? Он обманывает. Он притворяется хорошим парнем: вроде как хороший отец, семьянин, улыбается всегда".
Марат вдохновлялся игрой американского актёра Юджина Леви, известного по фильму "Американский пирог", где он играет отца главного героя.
Аниматоры вообще любят подбирать повадки героев из фильмов или даже из жизни:
Такой мимолётный, хоть и запоминающийся момент в фильме потребовал огромного количества работы. Марат признался, что потратил месяц на эту сцену.
Любой мультфильм — это тяжёлый каждодневный труд всего отдела аниматоров.
На этом работа не заканчивается: в дело вступает бесчисленное множество технических работников и художников, которые занимаются отрисовкой, постобработкой, эффектами и так далее.
Получается, что каждого героя на протяжении фильма отрисовывают, а, значит, и играют десятки аниматоров. Выбор художника для каждой сцены очень тщательный, как будто подбирают актёров на роли.
"Когда происходит кастинг сцен, то есть когда выбирают аниматоров, руководители имеют в виду, что один человек может хорошо делать актёрские сцены, или сцены погонь, или, например определённого персонажа. То есть у него отлично получается Ник или Хоппс. Я, как аниматор, работал чаще над Ником".
В целом Марат поработал над множеством сцен, в том числе с участием буйвола-полицейского, Финика, соучастника Ника и других героев.
Аниматоры часто оставляют секретные послания, их ещё называют "пасхальные яйца". Классическим "яйцом" в Disney является "скрытый Микки" — силуэт Микки Мауса из трёх окружностей. Их в "Зверополисе" довольно много, например, мышонок спрятан в пятнах леопарда Когтяузера.
Уже сейчас Марат занят новым проектом Walt Disney Animation Studios, "Моана". Рассказать подробности он не мог, но радостно поделился, что "он делает персонажей живыми, интересными, с душой". Первый же ролик про мультфильм посмотрели уже больше 5 миллионов раз.