Как художник и галерист дошли до прокуратуры из-за Христа
Фото: © РИА Новости / Дмитрий Коробейников
Лайф объясняет, как работа "Солнце правды, добра и красоты" поссорила галериста Марата Гельмана и художника Гора Чахала.
Почётный член Академии художеств России Гор Чахал обратился в прокуратуру с требованием выяснить, на каком основании галерист Марат Гельман использует и выставляет его работу за границей. Мы разобрались в ситуации и теперь рассказываем вам, что к чему.
Из-за какой работы конфликтуют?
Камнем преткновения стала работа "Солнце правды, добра и красоты". В 2003 году Гор Чахал создал это изображение на компьютере, а затем распечатал. Конфликт произошёл из-за первого и самого большого экземпляра.
Первого экземпляра? То есть существуют ещё копии?
Да, как сам художник рассказал Лайфу, есть ещё две копии работы, но они гораздо меньше размером, и их местоположение точно известно: одна хранится у известного коллекционера Виктора Бондаренко, другая — у кинодеятеля Фёдора Бондарчука. Цифровой оригинал хранится у самого Чахала. Марат Гельман, в свою очередь, в разговоре с Лайфом предположил, что вполне возможно существуют и другие копии произведения.
А что это за работа такая, что в ней особенного?
Как говорят приближённые к художнику, в начале 2000-х Чахал проникся православием, что, конечно, отразилось на его творчестве. Чахала интересовала тема изображения Бога в цифровую эпоху. Как известно, прерогатива на художественное запечатление Бога в православной традиции была у иконы. А художник, являющийся одним из пионеров мультимедиа, решил исследовать традиционные иконописные сюжеты и темы с помощью новых технологий. Так в 2003 году Чахал представил проект "Солнце правды, добра и красоты", который описал так: "Это результат длительных размышлений автора о нарастающем кризисе человечности в современном секуляризовавшемся обществе и ясного осознания необходимости своего рода Религиозного Возрождения Культуры, способного противостоять неотвратимо надвигающейся на нас нечеловеческой (постчеловеческой) глобальной техноцивилизации. Воистину, Враг у ворот!".
Проект состоит из нескольких работ: видеопроекции "Моя земля" ("бесконечное погружение вглубь земли, состоящей из усопших предков, каждая частица которых при увеличении оказывается состоящей, в свою очередь, из предков предков"), видеопроекции "Имя Бога" ("попытка изображения невыразимого метаимени Бога через собирание всех имён Божиих, используемых в книгах Библии, flash-анимация бесконечной длительности, каждый кадр которой — неповторяющаяся композиция имён Божиих), видеопроекции "Преображение" (виртуальная нерукотворная скульптура Преображения Христа) и, собственно, "Солнце правды, добра и красоты" — изображение той же скульптуры, видимое одновременно с трёх сторон (образ преображения Голгофы по словам: Место Лобно Рай Бысть), образующее хоровод — танец, издревле символизировавший Солнце.
И где работа выставлялась?
"Солнце правды, добра и красоты" выставлялась на курируемой Гельманом экспозиции "Россия 2"(ЦДХ, 2005 год), где художники исследовали тему андеграундной и далёкой от официоза отечественной культуры. Также работа экспонировалось на проекте Марата Гельмана ICONS.
ICONS? Это не та ли выставка, из-за которой Гельмана обвинили в оскорблении чувств верующих?
Да, тот самый проект. Для тех, кто пропустил: в 2013 году Марат Гельман, тогда популяризировавший современное искусство в Перми, придумал проект ICONS, где были собраны работы актуальных художников, размышлявших об иконе как художественном шедевре и использовавших традиционные образы — Святую Троицу, Иоанна Крестителя, Деву Марию, Тайную вечерю. Галерист рассчитывал, что выставка проедет по крупным городам России и вызовет резонанс, так как эту тему в отечественном искусстве на тот момент особо никто не поднимал. Но ICONS вызвала не резонанс, а самый настоящий скандал. Православные активисты, а позже и представители РПЦ, обвинили Гельмана в оскорблении чувств верующих и всячески препятствовали проведению выставки. Но она всё же состоялась в Краснодаре и Санкт-Петербурге.
И Чахал в такой неоднозначной выставке участвовал?
Да, участвовал и вместе с протоиереем Всеволодом Чаплиным объяснял, почему проект ICONS нужен обществу: "Я не думаю, что выставка может быть провокационной. Цели и задачи ICONS были чётко сформулированы в пресс-релизе: "Подчеркнуть тонкую грань взаимоотношений современных художников и икон". Конечно, речь идёт не о новых иконах как предметах религиозного культа, а о принципах иконографии. Столетиями изобразительное искусство в Западной Евразии развивалось в рамках церковного, храмового искусства, как его часть. Этому развитию сопутствовала полемика, благодаря которой зарождались целые культурные эпохи, религиозные течения, философские системы. Из иконы родилось искусство Нового времени и современное искусство. Быть может, поэтому так сильно притяжение современных художников к священной иконографии".
Если Чахал даже тогда Гельмана защищал, то чего сейчас аж до прокуратуры дошёл, неужели нельзя договориться?
Дело в том, что пару лет назад Марат Гельман и Гор Чахал серьёзно разошлись по идеологическим вопросам и вдрызг разругались. После череды публичных пререканий галерист забанил былого соратника в социальных сетях и они прекратили общение.
По каким таким идеологическим вопросам?
Марат Гельман известен своими либеральными взглядами, Гор Чахал же придерживается более консервативной позиции. В разговоре с Лайфом галерист заявил, что художник преследует его на почве идеологической борьбы: "Гор Чахал последнее время увлечён борьбой с либералами в целом и со мной в частности. Думаю, Гор решил создать какой-то скандал, чтобы о нём не забыли. Я, к сожалению, последнее время часто становлюсь объектом спекуляций. Или ему кажется, что он, человек ортодоксальных взглядов, так борется с либералами и Западом?".
Чахал же заявил Лайфу, что "вовсе не увлечён никакой борьбой, а ввязывается в публичные дискуссии с целью "развеять стереотип, будто бы современное искусство состоит сплошь из оппозиционеров". "Я уважаю любую точку зрения, но против того, чтобы одно мнение было единогласным", — подытожил художник.