Корчеватель Летова
Альбом группы "Нейронная оборона" продемонстрировал как сильные стороны современных нейросетей, "написавших" тексты песен "под Летова", так и их трагическое (и, возможно, непреодолимое) отставание от естественного интеллекта.
Фото: © flickr.com/Charis Tsevis
Сотрудники "Яндекса" Иван Ямщиков и Алексей Тихонов использовали нейросеть для написания альбома "404" группы "Нейронная оборона". Программное обеспечение сгенерировало слова к песням на основе "анализа" текстов легендарного коллектива "Гражданская оборона". Хотя исполнители и "автор текстов" попытались быть предельно близки к творчеству Егора Летова, сходство получилось из категории "по форме верно, а по существу — издевательство".
Нейросетями называют программное обеспечение, построенное по принципу биологических нейронных сетей нервных клеток живого организма. В отличие от обычной программы нейросети, строго говоря, не программируются, а "обучаются". В процессе "обучения" им "скармливают" пары связанных массивов данных.
Например, образец первой половины произвольного предложения в паре с образцом второй половины того же предложения. Сличая их общие черты, нейросеть способна выявлять сложные зависимости между членами каждой пары данных и обобщать результаты своих "наблюдений". После успешного обучения сеть сможет дать на выходе верный результат на основании ввода новых данных, которые отсутствовали в обучающей выборке. К примеру, ей дадут первую часть предложения, а она выдаст вторую в том же стиле. В конце концов она может выдать даже полное предложение, стилизованное под тексты, на базе которых её обучали.
Что важно, при этом нейросеть не понимает (в силу отсутствия сознания), что именно в неё поступает и что именно она выдаёт. Поэтому смысловые связи между отдельными понятиями она не учитывает и на выходе выдаёт текст, лишённый реального смысла, хотя грамматически и похожий на нормальный. Нечто подобное было со статьёй "Корчеватель", вызвавшей большой скандал в российской научной среде.
Как отмечает в своём блоге Иван Ямщиков, у "нейропоэта" выходил "неплохой Хармс, но сомнительный Пушкин". В стихах последнего, как известно, есть только связные и однозначно трактуемые предложения. В то же время Хармс нарочно старался создавать стихи без однозначных и очевидных трактовок. Из-за этого они внешне иногда выглядели абсурдным набором слов. Чтобы продемонстрировать успехи "нейропоэта", Ямщиков и Тихонов выбрали как объект имитации стихи и песни Егора Летов, подходившего, по их мнению, по стилистике. Они посчитали, что для него характерен "диссоциированный нарратив" — то есть текст, смысловые связи внутри которого часто разорваны.
Любой, кто потратит несколько десятков минут на прослушивание результата, быстро поймёт: при всём внешнем сходстве "песен" "нейропоэта" и Летова программа всего лишь воспроизвела пустую форму, так и не создав никакого содержания. Почему же у неё ничего не вышло и дождёмся ли мы настоящего "нейронного Летова"?
Главная проблема стилизации под "Гражданскую оборону" заключается в высокой сложности текстов данной группы. Хотя на первый взгляд они нарочито абсурдны и выглядят бессвязно, на деле они построены на сложной игре слов и с отсылкой к очень большому числу довольно сложных текстов, часто философского содержания. Вроде бы бессмысленное словосочетание "Вечность пахнет нефтью" кроме нескольких смыслов, ясных из контекста соответствующей песни Летова, является ещё и отсылкой к "Истории западной философии" Бертрана Рассела. Точнее, к тому её отрывку, где он описывает довольно неочевидные философские выводы из опытов с использованием веселящего газа психологом Уильямом Джемсом.
Такой подход "кажущейся простоты", совмещаемой с реальной смысловой глубиной текстов был обусловлен общими настроениями в российском панк-роке 1980-х годов. Янка Дягилева и ряд других авторов прямо отмечали, что наиболее удачными в творческом отношении являются те стихи и песни, понимание смысла которых требует от слушателя значительных интеллектуальных усилий. Иногда их полное понимание вообще почти невозможно вне знания контекста, известного только автору песен и его культурному окружению. Если же такое полное понимание и происходит — то это существенно снижает уровень их воздействия, стихи "умирают" ("Из косточек разгаданных стихов").
Фактически большинство текстов "Гражданской обороны" настолько сложны, что не только нейросети, но подавляющее большинство слушателей-людей, как правило, не понимают их смысла или понимают его ровно наоборот. Так произошло, например, с наиболее известной песней ГО — "Все идёт по плану". Большинство современных русскоязычных слушателей думают, что песня является идеологически нейтральной или даже ностальгически-просоветской.
В действительности Летов написал песню, на время попытавшись мыслить как "простой советский" спившийся, усталый человек, совершенно опустившийся и оболваненный государственной пропагандой а-ля КНДР. Чтобы сделать её, Летов вошёл в образ такого человека, сам включил телевизор и стал записывать всё, что видит, как будто он и есть этот индивид. Чтобы добиться аутентичности с оболваненной и опустившейся жертвой пропаганды, он записал текст нарочито не своим слогом, издевательски переработав язык, утрируя определённые вещи — "хороший был вождь", "дедушка Ленин" и т. д., — как сам бы никогда не сказал".
Ярко антисоветская, трагично-ироническая композиция большинством слушателей воспринимается точно противоположно её истинному смыслу. В силу известных процессов, происходивших с образованием в России в последнюю четверть века, не ясны большинству слушателей и культурные отсылки, звучащие в ней, — в частности, к духовным послереволюционным поискам Андрея Платонова. Из-за всего этого ещё сам Егор Летов успел отметить, что песня "выстрелила" ровно противоположно тому, как он хотел, чтобы она сработала.
Аналогичная история произошла со множеством композиций этого автора ("Эй, брат любер", "Общество "Память" и так далее). Так, антифашистская по сути и глубоко пародийная песня "Общество "Память" долгое время воспринималась русскоязычной молодёжью фашистских взглядов как близкая к их собственным настроениям (в том числе финальная строка "Вешать жидов и Рассею спасать"). Глубокое непонимание текстов Летова людьми, незнакомыми с русским панк-роком, доходило до того, что в 2007 году его допустили к участию в фестивале "Мир без наркотиков". Причём с песней "Слава психонавтам", в которой он воспевает наиболее известных лиц, использовавших психоделики для углублённого изучения внутреннего мира человека.
На фоне проблем многих (предположительно) носителей естественного интеллекта с пониманием стихов Летова недостатки нейросети в создании их аналогов ("летовского" альбома) более чем понятны. Просто пара цифр: проект Blue Brain за много лет потратил один миллиард евро на то, чтобы смоделировать работу 0,33 куб. мм мозга молодой крысы. Средний человек располагает в несколько миллиардов раз большим объёмом мозга, чем смог смоделировать суперкомпьютер за миллиард евро. Это наглядно демонстрирует, что пока искусственный интеллект — неважно, в виде нейросети или любом другом — даже близко не подобрался к возможностям интеллекта естественного. Из известных на сегодня научных данных не вполне очевидно, сможет ли он вообще когда-либо это сделать. Основные механизмы работы мозга и появления сознания пока не ясны ни на научном, ни на философском уровне.
Если даже для естественного интеллекта песни "Гражданской обороны" — очень сильное испытание, то находящийся пока в пелёнках интеллект искусственный и близко не готов к столкновению с чем-то подобным. Пожалуй, если бы сотрудники "Яндекса" выбрали образцом для подражания стихи Агнии Барто, нейросеть справилась бы лучше.