Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
4 июля 2016, 06:30

Техника на грани абсурда. Почему спасатели не помогли детям, тонущим на Сямозере

Сотрудники СК РФ выясняют, почему звонок в службу спасения "112" от одного из тонувших на Сямозере в Карелии детей поступил в районную больницу, а не в специализированный центр.

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

— Нам предстоит ответить на главный вопрос, как получилось, что призыв о помощи, поступивший на телефон спасения 112, не был услышан специалистами Центра обработки вызовов (ЦОВ) в Петрозаводске, куда поступают все сообщения по Системе-112, рассказывает следователь СК РФ, Лайфу. 

По его словам, в ближайшие дни следователям предстоит проделать огромную работу по сбору и обработке большого массива технической информации, чтобы разобраться, почему звонок ребёнка Всеволода Н., который впоследствии погиб, был переведён на номер 103.

— В результате, скорее всего, сбоя техники, вызов приняла дежурный фельдшер Суоярвской ЦРБ Ирина Щербакова, — рассказывает оперативник. — По рассказам выживших детей, находившихся с Всеволодом в одной лодке, мальчик сообщил Шербаковой, что лодка, в которой находится он и ещё 11 человек, терпит бедствие и не может самостоятельно добраться до берега.

По данным следствия, фельдшер не передала информацию спасателям и даже не зарегистрировала звонок в журнале экстренных звонков, приняв вызов за ложный. "Сева кричал, что мы тонем. А ему: "Мальчик, не шути так", — вспоминают выжившие участники злополучной экспедиции.

— Скорее всего, фельдшер, испугалась выговора за регистрацию ложного вызова. Страх перед начальством погубил детские жизни, — говорят в СК РФ. — Но и конечно, технический сбой в самой Системе-112 привёл к трагическим последствиям.

Жители Суоярви сожалеют о том, что по вине их землячки Ирины Щербаковой погибли дети, но фельдшера защищают: 

— Она же у нас  профессионал, она была лучшим фельдшером нашей городской скорой помощи, — рассказали Лайфу в Суоярвской центральной районной больнице — ЦРБ Карелии. — Она переживает очень, однако не считает, что совершила должностное преступление, — говорят коллеги Щербаковой.

Следствие предъявило 45-летней Ирине Щербаковой обвинение в совершении преступления по ч. 3 ст. 293 УК РФ — "Халатность". Петрозаводский городской суд не стал арестовывать фельдшера, избрав ей в качестве меры пресечения подписку о невыезде.

— Сожалею, что произошла такая трагедия, что погибли дети. До конца моей жизни с этим жить. Прошу меня не арестовывать. Я не согласна, что совершила должностное преступление, от следствия скрываться не собираюсь, — заявила медработник в суде.

В поддержку Ирины Щербаковой выступил и министр здравоохранения Карелии Ерванд Хидишян.

— Фельдшер не отреагировала на звонок тонущего мальчика из-за качества связи. Она была прерывистой и прервалась, — заявил следователям чиновник.

В СК РФ считают, что вина Ирины Щербаковой в том, что она не проинформировала органы внутренних дел и МЧС об экстренном вызове, не отразила получение сообщения в журнале вызовов (звонок был обнаружен в системе фиксации).  

— Всё это не позволило своевременно начать спасательную операцию и привело к гибели детей, — утверждают в СК РФ.

Однако у следователей есть много вопросов не только к фельдшеру, но и к руководству Главного управления МЧС по Карелии, которое курирует в регионе работу Центра обработки вызовов (ЦОВ), куда поступают все сообщения по Системе-112. Ранее в региональном МЧС РФ, заявляли, что первое сообщение о ЧП на Сямозере поступило от жителя деревни Кудама 19 июня в 11:15 по московскому времени.

— Сразу после этого звонка на место были направлены спасательные подразделения, первые из которых прибыли туда в 12:20, — заявили в МЧС Карелии.

Кроме того, в первые дни после трагедии в ГУ МЧС РФ по Карелии заявляли, что никакого звонка от ребёнка о том, что кто-то тонет на Сямозере, не поступало.

— Проведена проверка записей всех сообщений, поступивших в службу спасения Пряжинского района Карелии, Петрозаводска и районов, расположенных в районе ЧС. В ходе проверки установлено, что по телефонам 0 или 112 таких звонков не поступало, — заявляли официально в ГУ МЧС РФ по Карелии. — И все сообщения, поступающие на номера экстренных служб, фиксируются техническими средствами.

— Сейчас вот нам и предстоит выяснить, что же произошло. Почему МЧС либо не могло найти информацию о звонке Всеволода на 112, который перевёлся на 103, или в спасательном ведомстве что-то скрывают, — говорят следователи. — Будем  проверять организацию работы Системы-112 в Карелии. Всё ли в порядке с регламентом принятия вызовов. Не слишком ли работа Системы-112 зависит от человеческого фактора и может ли оператор, пусть смежной службы "103", по своему субъективному решению обозначить звонок как ложный.

При этом следователи вспоминают похожую историю, связанную с работой единого телефона экстренных служб 112, произошедшую 10 октября 2015 года в Татарстане. Там полицейские не отреагировали на сообщение о помощи, переданное им оператором службы от жителя Лаишевского района республики Сергея Елесина. По данным следствия, Сергей Елесин, на своей машине Chevrolet Niva ехал на рыбалку. На дороге у него произошёл конфликт с водителем и пассажиром автомашины ВАЗ. Между ними и Елесиным произошла драка. Спасаясь, он прыгнул в свой автомобиль Chevrolet Niva и попытался уехать.

— Отрываясь от своих преследователей, водитель внедорожника позвонил в службу "112" и попросил помощи, — рассказывают сыщики. — Однако оператор просто не передал информацию полицейским. Не дождавшись помощи, Сергей Елесин погиб. Его убийцы позже были задержаны.

Эксперты говорят, что накопившиеся претензии к Системе-112 в большинстве своём обоснованны, и отмечают невысокую эффективность работы этой службы. По словам зампреда комиссии по безопасности Общественной палаты Дмитрия Чугунова, у службы "112" две основных проблемы: непрофессионализм сотрудников и невысокая скорость реакции. 

— По сути, Система-112 — это ретранслятор, который просто получает и передаёт информацию профильным ведомствам. При этом велик риск, что на каком-то уровне пакет этой информации потеряется. Мне сотрудники МВД лично рассказывали, как получили сообщение о потасовке через два часа после того, как она закончилась.

Поймите, единый телефон 112 — это не номер экстренной службы, а телефон обычного call-центра, оператор которого занимается только тем, что передаёт полученную от заявителя информацию в полицию, скорую помощь, пожарную охрану. А специалисты данных служб уже спешат на помощь, — говорит представитель МЧС. — Вот пускай следствие и разбирается, почему фельдшер не передала данные о терпящих бедствие детях спасателям и полицейским.

Систему экстренных вызовов "112" в России развивают в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по номеру 112 на 2013—2017 годы". Запланированная стоимость ФЦП — 15,1 млрд рублей, фактическое финансирование — 3,7 млрд (изначально хотели "влить" 40 млрд, однако из-за кризиса ситуация изменилась). Хотя первоначально номер 112 был утверждён для приёма экстренных вызовов ещё в 2004-м, внедрение системы переносилось несколько раз: к концу 2015 года она должна была заработать в 11 регионах, в 2016-м — ещё в 5. Теперь правительство хочет видеть систему в рабочем состоянии в 2017 году в 67 регионах. Однако аудитор Счётной палаты Вера Чистова опасается, что эти сроки будут сорваны.

— Эти планы осуществить не удалось. На сегодняшний день Система-112 создана и введена в эксплуатацию только в двух регионах — Татарстане и Курской области, — сообщила Чистова на коллегии СП.

Кроме того, ревизоры выяснили, что диспетчерские центры принимают работы и оборудование с нарушением процедур, не спешат оформлять их в свою собственность, некоторые ведомства просрочили свою часть работ, есть отклонения от технических заданий.

В 2016-м на развитие Системы-112 выделено 454,3 млн рублей. Деньги распределят по 25 регионам. Из этой суммы Карелия получит лишь 18 миллионов, или 4%. Из регионального бюджета наскребли ещё 1 млн. При этом, как следует из сообщения местного МЧС, помещения Центра обработки вызовов (ЦОВ) в Петрозаводске, куда поступают сообщения по Системе-112, нуждаются в капитальном ремонте и обновлении оборудования.

Напомним, что 18 июня 2016 года на озере Сямозеро в Карелии 51 человек — 47 детей и четверо взрослых инструкторов — попали в шторм на двух лодках и плоту. В результате погибли 14 детей. Суд арестовал хозяйку парк-отеля "Сямозеро" Елену Решетову и её заместителя Вадима Виноградова. В отношении трёх студентов Петрозаводского педагогического колледжа, работавших инструкторами в лагере "Парк-отель Сямозеро", Регины Ивановой, Людмилы Васильевой и Валерия Круподерщикова, избрана мера пресечения — подписка о невыезде. Руководителя карельского управления Роспотребнадзора Анатолия Коваленко поместили под домашний арест.

Читайте также: Страшная сказка

Живые слёзы Сямозера.LifeDoc

Карельская связка: чиновники помогали Елене Решетовой побеждать в тендерах

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров