Снимайте хиджаб, надевайте хиджаб...
Политолог Антон Закутин – о том, почему чиновники от образования часто оказываются виноваты в расколах общества.
Фото: © РИА Новости/Тарас Литвиненко
"Хотите учиться? Снимайте хиджаб!" — такими словами была встречена абитуриентка МГИМО. После чего категоричного охранника, отказавшего в приёме, оставили в Сети наедине с недовольными массами. В министерстве были возмущены подобной дискриминацией. Впрочем, есть все основания возмущаться и колеблющейся позицией чиновников от образования.
Сфера образования — предмет широкомасштабной критики. Здесь и реальные проблемы устаревания методик, и нехватка кадров, и постоянно меняющиеся правила. Здесь и довольно беззащитная ресурсная база для формирования политического капитала. Именно поэтому некоторые политики активно борются с реформами и деятелями от образования — редко дадут сдачи.
Система образования всегда инертна, масштабна и нетерпима к радикальным реформам. Тем не менее, как и любая другая система, она требует понятной позиции. В начале февраля 2015 года Минобрнауки публично выступило против ношения хиджабов в школах; сегодня же оно, недоумевая, заявляет, что ограничение доступа в учебные заведения по внешним признакам недопустимо.
Всё, что нам нужно от бюрократии, — ясные правила, по которым мы могли бы сосуществовать в современных условиях. Речь идёт даже не о пресловутой исламофобии. С таким же успехом возникает недопонимание по поводу иудейских кип на еврейских детях, православных платков у верующих школьниц. По-прежнему размытое определение светскости становится почвой для многочисленных своевольных трактовок. Где-то охранник не пустит мусульманку, где-то физрук заставит снимать крестик. Вряд ли подобное можно назвать подлинной гражданской свободой… Скорее, речь идёт о правовом вакууме и хаотичном домысле.
Со столь неточным понятием светскости наше общество обречено на перманентные конфликты. Традиционные ценности нередко противопоставляются либеральной светскости, но в правовом поле пока никто не смог формализовать ни первое, ни второе. Разъярённые блогеры дискутируют о том, где лучше жить — в цивилизованных европеизированных государствах или в стране религиозной цензуры.
Однако подобные пустые споры бесперспективны, ведь в данном конкретном случае налицо несформированная позиция министерства образования по актуальному и достаточно острому вопросу.
Есть противоречия в заявлениях федеральной бюрократии, которые и порождают подобные инциденты. Ещё раз: образование требует чётких формулировок и прозрачности регламента.
На этом базируется любая государственная система. Сложно что-либо предвидеть, когда не понимаешь, как работают основные механизмы. Тем не менее мы, кажется, запускаем мощные и широкомасштабные системы, так и не потребовав на руки инструкции.