Машины смерти. Когда боевые роботы начнут убивать за людей?
В июле 2016 года в Далласе стрелок, убивший полицейских, был заблокирован силами правопорядка на подземной парковке и ликвидирован при помощи робота-сапёра. Впрочем, это уже далеко не первый случай, когда робот убивает человека по приказу других людей, нарушая тем самым два из трёх знаменитых законов робототехники Айзека Азимова. Значит ли это, что скоро боевые роботы станут полноправно воевать за людей?
На фронте роботов без перемен
Уже во время Второй мировой войны англичанами и немцами применялись самоходные мины. Гусеничное шасси, радиоуправление, небольшие, около полуметра, размеры. Мина доезжала до противника и взрывалась. Очень узкая возможность применения, невысокая эффективность и, как результат, это скорее исторический казус, нежели реальное оружие.
А вот Gladiator TUGV, американский боевой робот, о создании которого совсем недавно писали все СМИ. Небольшой, гусеничное шасси, вооружён пулемётом, управление по радио. Да, добавились тепловизор и камера. И это всё? Весь прогресс боевых роботов за семьдесят лет? За это время самолёты прошли путь от поршневых до реактивных дронов. А на земле этого времени хватило только на то, чтобы повесить пулемёт и тепловизор?
Хотелось бы разобраться, почему так получилось. Есть ли шанс у наземных роботов и когда мы увидим их в войсках? А что насчёт плавающих дронов, уничтожающих флот противника? Или роботы в армии будут работать только в небе?
История роботов
Человечество грезит о том, чтобы передать свои функции роботам, уже очень давно. Ещё старые еврейские легенды рассказывают о Големе, человеке из глины, оживлённом при помощи тайных каббалистических знаний. Да и само слово "робот" появилось уже почти сто лет назад с лёгкой руки чешского фантаста Карла Чапека.
В наше время роботы повсюду. Ведь это любое устройство, созданное по принципу живого организма, предназначенное для осуществления производственных и других операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков. Можно выделить несколько вех, которые сильно продвинули вперёд развитие робототехники. Радиоуправление, телеуправление, создание искусственного интеллекта.
Казалось бы, именно военные в первую очередь должны были заинтересоваться роботами. Иметь постоянно возобновляемые войска — это ли не главная мечта любого генерала. Так и произошло, первую попытку применения роботов на поле боя относят к 1910 году. Молодой военный инженер из Огайо, насмотревшись на самолёты братьев Райт, предлагает запускать самолёт с бомбой, который, долетев до позиций врага, по сигналу часового механизма будет складывать крылья и падать на них. Честно говоря, это не совсем робот, скорее, такой оригинальный способ доставки бомбы. Неудивительно, что проект так и не был реализован. Всё окончилось чертежами и попыткой создать рабочую модель.
Броня крепка и роботы прекрасны
В тридцатые годы уже Советский Союз занимался проблемой создания радиоуправляемых танков. И вот тут наши учёные наткнулись на ту самую проблему, что до сих пор не позволяет поставить выпуск телеуправляемых танков на поток.
Помехи от линий электропередачи препятствовали прохождению радиосигнала, так же как и сложная местность. И до сих пор угроза постановки помех или перехвата управления одна из наиболее значимых. Эта проблема мешает повсеместному созданию радио- и телеуправляемых роботов. Никто не может быть уверенным, что у противника не найдётся нового способа постановки помех. С обычными бойцами такого не случится.
Могу копать, могу не копать
Вторая большая проблема — это сложность заданий, которые должен выполнять наземный боевой робот. Да, за последние годы в этом отношении много что сделано, и мы все ожидаем беспилотного транспорта уже к Чемпионату мира по футболу — 2018. Автомобили от Google уже ездят по Америке не первый год. И вроде почти всё готово для того, чтобы выпускать танк с роботом внутри, но... Увы. Нет дорог, нет разметки, нет привязки, а искусственный интеллект, который сможет на глаз определять, по какой стороне лужи лучше проехать, пока не создан.
Требуются огромные суммы на то, чтобы научить робота всему тому, чему механика-водителя учат в учебке за полгода. Слишком много того, что определяется только на глаз: где лучше объехать, брод это или нет, что делать, если забуксовали, а если танк, не дай бог, подожгли? Кстати, до сих пор все российские танки комплектуются бревном для самовытаскивания машины.
Присмотритесь к современным Т-90, оно там тоже есть. В случае попадания в грязь бревно на цепях заводится под передние гусеницы, и танк сам вытаскивает себя из грязи, получив опору. Это обычная ситуация, но что в ней будет делать робот-танк — подавать сигналы о помощи?
Говорить о другом типе движителя пока рано. Колёсная техника отпадает по причине слишком узкой специфики. Вне дорог она ещё более сложна в управлении и существует гораздо больше шансов посадить бронетранспортёр на брюхо.
Движитель, использующий конечности, не рассматривался до последнего времени, пока не появились роботы Big Dog от Boston Dynamics. Они классно выглядят на видео, но абсолютно непонятно, какие сложности возникнут при начале их реального функционирования. Пока стоит к этому относиться лишь как к возможной перспективе, но не более того. Мы помним, что Lockheed Martin закрыла свою программу MULE по созданию подобных роботов в 2011 году.
Артиллерия бьёт по своим
Последняя главная проблема, мешающая созданию наземных автономных вооружённых дронов, — это опасность дружественного огня. Сложность определения свой/чужой, разная форма, нонкомбатанты, партизанские войска, возможность потерять опознавательные знаки. Всё это делает автономного робота просто огромной опасностью.
Либо на поле боя будут только роботы, хотя бы с одной стороны, либо шансы гибели своих сил по причине неверной идентификации и ошибки позиционирования будут просто огромны. До сих пор ни одна из стран не создала автономного вооружённого робота. Ответственность за принятие решения пока лежит только на плечах людей, и это правильно.
Выходит, что по комплексу причин наземные роботы — это сложно, дорого, неэффективно. Есть узкие ниши, где роботы уже действуют и будут увеличивать своё присутствие: первичная разведка и сапёрные работы. В остальном наземным роботам в армии пока не потеснить людей.
Армии по понятным причинам не очень нужен робот, которого придётся привезти на поле боя, проверить, зарядить и запустить в сторону противника. Затем столько же проблем по завершении операции, а ведь заброска и возврат считаются самыми сложными частями любой военной операции. Именно тут может что-то пойти не так.
Роботам можно доверить отдельные операции: например, зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь С-1" может работать в автоматическом режиме. Правда, при этом сильно ограничивается эффективность и повышается шанс сбития своих летательных аппаратов.
И когда на море качка
Потихоньку роботы осваивают и морские просторы. ВМС США разработали новый беспилотный противолодочный корабль ACTUV (Anti-submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel). В настоящий момент ведутся его активные испытания в полевых условиях. Он имеет в длину почти 40 метров и может передвигаться со скоростью 27 узлов (более 50 километров в час).
ACTUV будет в автоматическом режиме курсировать в открытом море и при помощи специального эхолота отслеживать субмарины противника. В случае обнаружения противника ACTUV последует за ним и передаст координаты в штаб. Продолжительность автономного плавания охотника на подводные лодки составляет три месяца.
Стоит указать, что функции этого робота-корабля исключительно разведывательные. Создание эффективного охотника на подлодки на порядок более сложная задача. Недавно были проведены испытания первого израильского робота-охотника за субмаринами. Во время тестов он тренировался в запуске глубинных бомб, но, опять же, пока непонятно, насколько далеко ему до серийного выпуска.
Всё выше, и выше, и выше
Гораздо лучше роботы чувствуют себя в воздухе. Беспилотные летательные аппараты, в том числе и военные, сейчас переживают настоящий бум. Год за годом беспилотники увеличивают разведывательные возможности. Время работы, уровень автономности, стоимость создания — всё это говорит о том, что основное направление робототехники в ближайшее время перенесёт все силы на создание полностью автономных и чрезвычайно эффективных боевых дронов.
Меньше проблем в воздухе и с управлением, и с передачей данных. Беспилотные летательные аппараты класса Predator, управляемые операторами за несколько сотен километров от места применения, несут ракеты Hellfire и успешно применяются для точечных ударов по противнику.
Но и тут хотелось бы отметить несколько особенностей. Использовать их эффективно получается пока только по слабому оппоненту, не обладающему нормальной противовоздушной обороной. Кроме того, процент потерянных беспилотных летательных аппаратов очень высок. При 360 произведённых на данный момент потери оставили свыше 120 штук, то есть более трети.
Причём большинство из них — это ошибки оператора и потеря связи. Недавняя ситуация с MQ-9 Reaper, который американские войска потеряли из-за разрыва связи, — наилучшее тому подтверждение. Это очень много, мало какой самолёт 60-х годов XX века, когда из-за применения реактивной тяги аварии случались очень часто, может похвастаться такой печальной статистикой.
Курс на уменьшение
Тем не менее пока воздух остаётся самым перспективным направлением для создания боевых роботов. Также наметилась устойчивая тенденция на миниатюризацию. Военным требуются небольшие тактические беспилотники, которые может использовать каждый боец индивидуально. Уже очень скоро мы увидим дроны размером не более грецкого ореха, оснащённые небольшой камерой. Их легко переносить, просто запускать и очень сложно обнаружить и сбить.
Увы, реальная жизнь оказывается гораздо изобретательней, чем фантасты и футурологи. Вместо огромных человекоподобных роботов и гигантских автономных "земных крейсеров" мы получаем микроразведчиков и роботараканов.
Надежда остаётся всегда
Впрочем, и разработка танков на телеуправлении тоже не стоит на месте. Совсем недавно гендиректор корпорации "Уралвагонзавод" рассказал о разработках беспилотной "Арматы". По его словам, всё уже практически готово к испытаниям. Во главе колонны будет идти БМП с возможностью запуска летающего беспилотника, а следом — танки на телеуправлении. Машины практически не отличаются от штатных, лишь увеличено количество телекамер и переделано управление. Звучит впечатляюще, хотя что танки будут делать в случае увязания в грязи и кто подложит под гусеницы бревно — по-прежнему непонятно. А вот кто его вытащит в случае чего, кинет коктейль Молотова или засунет взрывпакет в щель — очевидно!