Очень детское кино: силиконовые родители, "Ночные волки" и нацисты

Экспертный совет по игровому кино должен определить, какие проекты, рассчитанные на юную аудиторию, достойны финансовой поддержки государства.

1 августа 2016, 07:30
<p>Фото: &copy; РИА Новости/Виталий Белоусов</p>

Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

На заседании Экспертного совета по игровому кино, прошедшем в Минкультуры, выбирали, кому дать деньги из бюджета на фильмы для детей. За четыре часа эксперты оценили 25 проектов картин, которые хотят снять для юных зрителей.

У каждой съёмочной команды на презентацию есть шесть минут. Разумеется, всё проходит в авральном режиме: продюсеры запинаются, в презентации не успевают показать слайды с финансовой информацией. Но даже в такой сложной ситуации все стараются обмануть комиссию.

Например, у каждого фильма есть список актёров, которые будут в нём играть. Иногда с ними уже договорились, а иногда просто придумывали список из головы: это называется дримкастинг, или актёрский состав мечты. Так вот, почти у трети фильмов в таком списке фигурировал всем известный Константин Хабенский, видимо, чтобы впечатлить экспертов.

В достоверность таких списков поверить трудно. Скажем, в фильме "Я просто клоун" в роли бомжа был указан Михаил Галустян. К несчастью продюсеров, он присутствовал в зале. На вопрос, связывались ли они с ним по поводу участия в проекте, он, рассмеявшись, ответил:

— Конечно нет, первый раз слышу. А вы думаете, каждый из вот этих с Хабенским связывался?

Всего на поддержку авторского, детского и дебютного кино, а также на телесериалы Министерство культуры выделит около 1 миллиарда рублей. Причём произойдёт это в закрытом режиме: в отличие от питчингов Фонда кино никакой прямой трансляции не было, вход в зал доступен только для журналистов.

Лайф выбрал самые странные фильмы, которые собираются показывать российским детям.

"Вперёд в детство, или Как Тарас новых родителей искал"

Трейлер проекта был замаскирован под телевизионный репортаж. В кадре — отчаянно переигрывающая женщина. Титр гласит: "Илона Шмыг, детский психолог".

— Тревожная статистика современности показывает, что у детей младшего возраста катастрофически падает взаимопонимание с родителями. 

Показывают детей, которые улыбаются и говорят ерунду про то, что "родители запрещают нам есть сладкое и смотреть телевизор". Шмыг утверждает, что дети сбегают на остров за новыми родителями и что за всем этим стоит некий "компьютерный вирус Вася". 

На сцену большого зала Министерства культуры выводят мальчика с зализанной причёской и мини-пига — декоративную карликовую свинью. Мальчик прыгает по сцене с микрофоном и кричит, что он — компьютерный вирус Вася, который может исполнить любое желание детей, а свинка — его спутник Троян. Свинка хрюкает, все смеются.

Судя по презентации, на этом острове будут некие пестуны, силиконовые папы и мамы. По сюжету этой гротескной комедии родители в погоне за карьерой забыли о детях. Тогда дети, в том числе главный герой Тарас, сбегают на остров за лучшей жизнью и новыми, но искусственными родителями.

"Артек: Илья Ивченко и Медведь-гора"

Проект вышел представлять шоумен, бывший кавээнщик Михаил Галустян. Благостным голосом он зачитал синопсис фильма:

— Главный герой фильма — Илья Ивченко, сын высокопоставленного чиновника. Но у Ильи есть проблема: он замкнутый, интровертный ребёнок, предпочитающий проводить время не со сверстниками, а с книжками по истории Древней Греции. Чтобы сын немного раскрепостился, отец отправляет его в детский лагерь, лучший в нашей стране. На отдыхе Илья получает таинственную записку: некий воспитатель молодёжи Хезарян сообщает мальчику, что тот отобран для секретной миссии. Как выясняется, Ари Хезарян собрал целую команду ребят — помимо Ильи это гимнастка Света, шахматистка Инета и хулиган Кирилл — чтобы отправиться в поход к подножию Медведь-горы. Но внезапно хлынувший ливень путает все карты, и ребята, спасаясь от дождя, оказываются в подземных катакомбах, где нацисты во время немецкой оккупации Крыма проводили свои страшные опыты.

Проект позиционируется как российский "Индиана Джонс" для детей. Это будет приключенческое кино с использованием большого количества компьютерной графики. Галустян показывает раскадровки: судя по сюжету, герои сначала отправятся к Медведь-горе, затем водяной поток принесёт их на нижний уровень, где находилась секретная нацистская лаборатория. Там же вода разбудит от химического сна нациста Вольфа. Продюсер утверждает, что на роль нациста предлагается знаменитый датский актёр Мадс Миккельсен, игравший в "Казино Рояль" и в "Докторе Стрэндже".

Эксперты обвинили прочитанный сценарий в простоте, "как в компьютерных играх". Галустян невозмутимо ответил, что "дети любят компьютерные игры".

"Легенды Петербурга. Ключ времени"

Создатели начали с трейлера фильма, уже выглядящего готовым. В нём девочка в своей комнате невозмутимо делает уроки. Начинают очень громко ходить напольные часы, и в окно влетает чёрный дым (будто из сериала "Остаться в живых"), из которого материализуется существо с костлявыми руками и пугающим лицом. Оно заявляет героине, что завтра она должна принести в самую высокую башню Петропавловской крепости ключ времени, который висит у неё на груди. Девочка выслушивает весь этот бред с абсолютно невозмутимым лицом. 

На вопрос эксперта, кто эта девочка без актёрских умений, продюсер неожиданно ответил:

— Скажу честно, это дочка нашего инвестора. Но она очень хорошо играет!

Зал разразился смехом и аплодисментами.

"Поехали!" 

Чтобы убедить чиновников от Министерства культуры, что именно этот фильм отмечен вниманием власти, продюсеры старательно примазываются к политическим и общественным деятелям. Вот создатели фильма "Поехали!" и договорились с клубом "Ночные волки", который возглавляет байкер Хирург.

Под тяжёлый рок из колонок на экране дети в шлемах катаются по грязи на гигантских спортивных мотоциклах. Режиссёр Станислав Лебедев намекает присутствующим, что стандартный мотивационный сюжет "Поехали!" — это ровно то, что нужно министерству:

— Мы считаем, что наш проект наиболее соответствует приоритетной теме Министерства культуры — самореализации подростков. Четырнадцатилетний подросток приходит в команду и проходит путь от неудачника до победителя. Фильмом мы хотим сказать, что нет такой кнопки на смартфоне — нажал её, и всё получится.

Далее Лебедев представил байкера в кожаной жилетке, стоящего на сцене, но при этом, скорее всего, его сильно обидел:

— Хирург прислал своего представителя. Итак, член Ночного клуба Вадим Зайцев.

И член Ночного клуба волков монотонным голосом, не отрывая глаз от планшета с текстом, зачитал общие слова о том, что "мотоспорт требует от человека специальных умений", и о том, что "к сожалению, кинематограф почти не использовал возможности мотогонок".

Будущее детского кино

По мнению члена экспертного совета и продюсера Натальи Мокрицкой, экспертам нужно выбрать 10 из 24 представленных проектов, при этом "хороших, дай бог, три".

Главная проблема будущего детского кино в том, что оно будет сделано не для детей, а про детей. То есть герои действительно будут юного возраста, но это совершенно не значит, что другим юным зрителям захочется смотреть на них в кино. К примеру, просили денег на фильм "Братство бессмертных" о детях-инвалидах из хосписа, а также был проект "Клятва" про детей-партизан, которых в представленном сценарии расстреливали в конце. Не очень-то детское кино. 

Естественно, это кино может быть важным для воспитания ребёнка (хотя такой навязчивый подход использовался разве что в советское время). Но, безусловно, оно не сможет конкурировать с зарубежными картинами, которые доминируют в российском прокате. Фильмы для детей, в которых не читают морали, а которые интересно смотреть собственно детям: авантюрные, увлекательные, романтичные — на питчинге почти не показывали.

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1