"База" без лицензии. Как Минобр "закручивает гайки" в отношении филиалов вузов
Как стало известно Лайфу, в скором времени у вузов и колледжей может появиться возможность создавать свои филиалы без получения отдельных разрешений на это — такие дочерние подразделения будут называться "базовыми". Нововведение не только обезопасит студентов от перспективы остаться без госдиплома, но и может вернуть российской системе образования лучшие традиции советской системы.
Поступить в филиал учебного заведения проще, чем в вуз или колледж, к которому он относится. Ребята, которые сомневаются в успехе своего ЕГЭ, едут в регионы, чтобы поступить в "дочку" университета: есть шансы пройти на бюджетное отделение из-за того, что конкурс небольшой. Однако сегодня такая идея может быть не самой лучшей — а вдруг крохотное учреждение закроют?
Рособрнадзор в последнее время существенно усилил контроль над учебными заведениями — чтобы шарашкиных контор, раскиданных по всей России, не существовало. Каждый год вузы лишают аккредитации (возможности выдавать дипломы государственного образца), при этом лишить почётного права можно не целое учебное заведение, а, например, лишь один его факультет или "дочку".
Но так, оказывается, может быть не всегда. У вузов и колледжей, вероятно, появится возможность создавать "безопасные" филиалы, у которых нельзя будет отнимать лицензии (разрешения на образовательную деятельность).
Как выяснил Лайф, Минобрнауки подготовил законопроект, который вводит официально новый тип филиалов учебных заведений — они будут называться "базовыми подразделениями" и создаваться на основе сторонних предприятий (но с таким же, как у вуза или колледжа, профилем).
Новые структурные "отделения" будут всецело являться частью вуза: аккредитацию и лицензию они будут получать автоматически вместе с "головным офисом". А потому и за ошибки "базового" филиала перед Рособрнадзором будет отвечать основное учебное заведение — к нему будут применять штрафные санкции, его могут "закрывать", если проблемы в дочерней организации решаться не будут.
С одной стороны, законопроект даёт вузам фактически карт-бланш на создание филиалов и позволяет стать гидрой, с другой — ужесточает контроль за вузами со стороны Рособрнадзора. Последнее, как отмечают специалисты, простимулирует учебные заведения открывать действительно эффективные "отделения", из которых выйдут не просто теоретики, но и специалисты с хорошей практикой. Также такое нововведение, по замыслу ведомства, будет способствовать "развитию инновационной составляющей экономики России".
Изменения предлагается внести законопроектом в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Ранее на базе других предприятий студенты могли официально только проходить практику.
Законопроект, определяющий понятие "базового подразделения" и его особых функций, разработан совместно с Минздравом и Минтрансом РФ: в документе подчёркивается, что медицинские, фармацевтические и транспортные учебные заведения смогут создавать подведомственные себе подразделения только на базах тех организаций, которые также занимаются образовательной деятельностью по соответствующему профилю.
Любая "дочка" — это филиал, но не каждая — "базовый"
Филиалы — базовые подразделения будут автоматически вместе с вузом получать не только лицензию, но и аккредитацию (возможность выдавать дипломы государственного образца), в отличие от других структурных подразделений учебных заведений.
Другими словами, теперь могут появиться новые виды филиалов учебных заведений. Они будут создаваться на основе сторонних организаций — такие "дочки" будут называться "базовыми подразделениями", так как они будут иметь хорошую практическую базу (на уровне главного учреждения).
При этом базовые подразделения будет просто создавать: не нужно получать отдельной лицензии и аккредитации. Просто отвечать за ошибки таких филиалов придётся управляющему вузу или колледжу напрямую перед Рособрнадзором.
Ещё одна главная поправка — официально можно будет не только проходить практику в "дружественных" организациях, но и учиться там.
Как пояснил председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, под "свободное лицензирование" не попадут филиалы, которые не имеют достаточных ресурсов для масштабной деятельности.
— Нововведение подразумевает, что к вузу (или колледжу) будут приравниваться только те "ответвления", которые обеспечены материально, технически и кадрами так же, как и "головное" учебное заведение. Филиалы в сегодняшнем понимании — по типу "есть пара-тройка комнат, где можно учиться" — под закон не попадут, — сказал Панин.
Президент фонда "Образование" Сергей Комков добавил, что основа "базового подразделения" — не арендные отношения, а научно-образовательное сотрудничество.
— Так было в СССР. Мы возвращаемся к традициям, которые были в советский период. Например, если у предприятия есть собственная качественная аппаратура по определённому профилю, то учебное заведение может подписать договор с предприятием на создание лаборатории, и она станет частью факультета. Будет привлечение к руководству профессиональными кафедрами специалистов из научных учреждений или производственных предприятий. Уже не будет в перспективе разделения на учёбу и науку.
И это действительно должно помочь российской науке в перспективе. Ведь, как Лайф рассказывал ранее, одной из её проблем является оторванность академических исследований от практических. В отличие от зарубежных стран в России вузы и университеты занимаются только образованием, фундаментальными исследованиями, теоретическими. Прикладными проблемами занимаются проектные центры и бизнес. В США, например, всё происходит на базах университетов, то есть академические исследования сразу внедряются в практику и наоборот. При этом студентам все актуальные "новости" науки передаются сразу.
"Голову" с плеч? Цена за легитимность
Тем не менее у законопроекта есть и издержки: отнять лицензию у главного учреждения из-за ошибок филиала будет непросто, если вуз с репутацией. То есть нельзя исключить возможность того, что "пустышки" могут массово создавать крупные вузы с помощью договоров со сторонними организациями.
— Теперь Рособрнадзору будет сложнее, так как ему придётся иметь дело с базовым учреждением, на которого и падает вся ответственность. Базовому университету могут предъявить определённые санкции, но закрыть его непросто. Могут потребовать навести порядок, могут принять соответствующие меры. Филиал, выходит, будет закрывать сам вуз, либо аккредитацию отберут у всего учебного заведения (если проблемы с "дочкой" не решатся). Но для университета с серьёзной историей, базой, репутацией — это не страшно. Будет скандал, если его решат закрывать, — обратил внимание Комков.
Директор Института развития образования департамента образовательных программ "Высшей школы экономики" Ирина Абанкина положительно отметила нововведение.
— Вуз должен будет предоставить приложение, в котором будет сказано, какие программы обучения есть в той или иной "дочке" (с наименованием и адресом). Очень правильно, что базовые подразделения учебных заведений станут и на бумаге одним целым с головным учреждением, ведь и контрольные цифры приёма уже сегодня для каждого вуза определяются с учётом филиалов. А к ним будут "дочки" вузов и колледжей приравнены, — говорит Абанкина.
Она пояснила, что сегодня основная проблема такова: занятия на кафедрах, практиках, которые проходят у студентов на базе каких-то предприятий, не являются полноправной частью образовательного процесса. Формально никак пока Рособрнадзору не доказать, что качество обучения вне стен или существующих филиалов соответствует уровню головного учебного заведения.
— У учащихся должна быть возможность без всяких проблем на кафедрах, факультетах, то есть этих базовых кафедрах, не просто необходимое количество времени находиться, но и в процессе обучения пользоваться техникой, оборудованием (чего в самом университете, например, может не быть), взаимодействовать с персоналом организации без каких-либо проблем, — сказала Абанкина. — Нововведение — приравнивание базовых предприятий к вузу за счёт общей аккредитации и лицензирования — легитимизирует работу студентов в сторонних организациях. На возможность выдавать дипломы гособразца и вести образовательную деятельность должен влиять факт того, что учащиеся работают в лабораториях на других предприятиях. То есть условно техника у нового вуза есть, хоть и не своя.
Другими словами, молодое учебное заведение сможет получать аккредитацию быстрее, если сможет заключить как можно больше соглашений с разными предприятиями, имеющими хорошую техническую и кадровую базу.
Абанкина также добавила, что общая аккредитация и лицензирование вуза и его базовых "дочек" имеет и негативную сторону — усугубится бюрократическая нагрузка как для образовательных учреждений, так и для организаций, на основе которых будут создаваться филиалы.
— У предприятия нужно будет запрашивать множество справок по оборудованию, системе безопасности и т.д. Все эти данные головному вузу нужно будет указывать для того, чтобы аккредитацию, лицензию получить (с учётом того, что некоторые образовательные программы будут проходить на базе других учреждений), — добавила Абанкина.
Председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе полагает, что открывать филиалы без всяких проблем учебные заведения смогут только первое время.
— Законопроект приведёт лишь к ужесточению контроля как над головными вузами, так и над филиалами базовых подразделений. Проще открывать базовые подразделения можно будет до первой ошибки, которая может стать роковой для всей учебной структуры, — заявил юрист. — Тем не менее вузы будут следить за тем, чтобы в "дочках" порядок был — чтобы имя "головы" никто не очернял. Так что как бы то ни было, проект положительный.
Однако профессор Балтийского федерального университета имени И. Канта Эдуард Демиденко считает, что принятие закона может привести к ухудшению качества образования в базовых филиалах.
— В филиалах и головных вузах уровень обучения всегда сильно отличался, и не в лучшую сторону, как и контроль над ним. Сейчас его станет ещё меньше.
Многие абитуриенты боятся поступать в филиалы учебных заведений из-за страха, что в любой момент их могут закрыть — если не навсегда, то на время. Учащиеся рискуют в этих случаях остаться без диплома государственного образца или получить лишний год учёбы. Лайф уже рассказывал, как можно себя в этих случаях подстраховать.
Введение нового закона может обезопасить студентов, поступающих в филиалы вузов при сторонних организациях. Однако всё же нельзя исключать, что из-за отсутствия отдельного лицензирования риски получить "не то" образование остаются.
По данным на 1 июля 2016 года, Рособрнадзор полностью приостановил госаккредитацию восьми вузов, ещё 11 учебным заведениям запретили принимать абитуриентов. При этом за "неустранение несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся" из них лишены государственной аккредитации по программам высшего образования четыре университета.
По статистике, за 2015 год действие аккредитации приостановили в 129 вузах и филиалах, у 15 приостановили лицензии. Приём запретили ("воспитательная" мера до отзыва разрешения на работу вуза. — Прим. Лайфа) в 72 вузах.