Записки психиатра: выбрать школу без невроза
Фото: © Flickr/wackystuff
Пришла как-то ко мне на приём женщина. Картина была характерной для неврастении: и истощаемость с быстрой утомляемостью, и слёзы по малейшему поводу, и готовность взорваться в короткой вспышке раздражения на любой пустяк — взорваться и тут же иссякнуть, снова дав место слезам. Плюс иные прелести большинства неврозов: ком в горле, сердцебиение...
Стал выяснять, что же послужило причиной столь яркой невротической реакции. Оказалось, школа. Точнее, выбор школы для дочери, которая в этом году идёт в первый класс. Ах, вот эту школу ругают. Ах, эту хвалят, но она очень далеко, и до неё сложно добраться общественным транспортом, придётся возить на машине. Ой, а вот ещё одна, где начальные классы учатся в отдельном корпусе, но тоже так неудобно расположена: или пешком два с половиной квартала, или на своей машине. А у дамы работа такая, что не каждый день успеешь забрать дочь из школы, у мужа так вообще очень жёсткий график, вызывающий невольные ассоциации с крепостным правом. Родственники и всякие тёщи-свекрови расположены по генеалого-топографическому признаку "чем дальше, тем роднее". В общем, помочь забрать из школы, ежели что, некому.
Поскольку невротическая реакция уже оформилась, пришлось назначить лечение. Не слишком интенсивное, чтобы не мешало работать и водить авто, но достаточное, чтобы добиться эффекта там, где просто психотерапия уже не поможет.
При этом я постарался донести до пациентки одну мысль — не столько врачебную, сколько житейскую, бытовую — назовите, как угодно.
Если речь идёт о начальной школе, то самая лучшая и самая удобная знаете где? Поглядите в окно. Вон она, в пределах прямой видимости (если, конечно, соседние дома не загораживают) и в пределах пяти-, десятиминутной пешей доступности. Поскольку на самом деле, что бы там ни говорили о необходимости в первые же четыре года заложить ребёнку правильный фундамент знаний, не надо преувеличивать эту значимость. Вот не надо.
Сколько примеров того, как детей пытаются тянуть, грузят бог знает чем, заботясь порой не столько об их знаниях и психике, сколько о личных рейтингах! И что? И ничего. Дети выходят из начальной школы зашуганные, задёрганные и только в пятом классе начинают спокойно раскрывать свой потенциал. Так что, повторюсь, далеко не всегда престиж начальной школы — да-да, вот конкретно этой, вот с этими именитыми учителями — стоит того, чтобы ради него жертвовать своим спокойствием и безопасностью ребёнка.
А ведь нередко бывают ситуации, когда вы не можете забрать его из школы: на работе аврал или ещё какая-то ситуация. Вот почему именно та школа, которая ближе к вам, скорее всего и будет лучшим выбором. Во всяком случае, если мы ведём речь о начальной школе. Потом ребёнок вырастет и туда, куда нужно, сможет доехать сам.
Читайте также:
Записки психиатра. Эмоциональное выгорание, или "да пошли вы все..."