Угон автомобиля в прямом эфире – есть ли сегодня возможность защитить машину?
Лайф решил выяснить, можно ли обезопасить свою машину от угона в эпоху расцвета электронных глушителей — команда "угонщиков" схлестнулась с командой "охраны" на дорогах Петербурга.
В прямом эфире Лайфа поспорили два автоэксперта — есть ли в наше время вообще какая-либо возможность защитить автомобиль от угона? Вице-президент группы компаний по охране жизни и имущества Алексей Трошин предложил множество современных способов предотвратить угон, однако на каждое ультрасовременное предложение нашёлся соответствующий ответ от "угонщика". Роль последнего сыграл Алексей Калинин, руководитель сообщества по поиску угнанных автомобилей Finder Club.
Замок капота для угонщика, по мнению Алексея Калинина, ничем не поможет автовладельцу —преступнику и не нужно вскрывать капот, чтобы похитить авто. Блокировка руля снимается с помощью отмычки, а сигнализация отключается кодграббером. Интересно, что кодграбберы —устройства для глушения сигнализации — продаются открыто в интернет-магазинах. Цена их совсем не высока — за 25 тыс. рублей легко можно купить рабочую электронную "отмычку". Продавцы предостерегают: товар якобы предназначен только для тестирования систем сигнализации. Если же вы решите использовать подобную "отмычку" в преступных целях — совесть продавца останется чиста.
Парковка с охраной — также не панацея от угона. Злоумышленники могут явиться на стоянку как обычные автовладельцы и легко похитить любую машину. Так, в середине августа с парковки в Калининском районе похитили "Лэнд крузер 200", просто подцепив его тросом на глазах у охраны.
Конечно, автомобиль можно оснастить системой, посылающей радиосигналы охранному предприятию, — но "угонщик" заверил эксперта, что быстро найдёт это чудо техники и просто выбросит в окно. И к моменту приезда бригады он будет уже далеко.
Собаку, караулящую машину, Алексей Калинин пообещал обезвредить с помощью электрошокера — "так делают пожарные", сообщил руководитель клуба. Единственной возможностью обезопасить автомобиль Алексей Трошин признал радиомониторинг и радиопеленгацию.
Корреспонденты Лайфа решили проверить доводы "угонщика" на практике и разделились на две группы. Одна из них вместе с участниками Finder Club вскрыла и похитила один из самых популярных в Петербурге автомобилей — "Киа-Рио" (по статистике, это третья по востребованности среди угонщиков машина), а вторая при поддержке Алексея Трошина попыталась задержать угонщиков и найти пропажу. Всего на то, чтобы найти угнанный автомобиль, "хорошим парням" потребовалось 3,5 часа.
На Пулковском шоссе, возле торгового центра, Лайф оставил заветную "Киа". "Злоумышленники" при участии корреспондента вскрыли машину за долю секунды. Завести чужое авто без ключа также не составило проблем — лишь несколько мгновений потребовалось участнице Finder Club, чтобы с помощью "заводилки", имитирующей настоящий ключ, и жевательной резинки заставить машину завестись.
Чтобы владелец не опомнился и не пришёл на жалобный вой своей машины, "злоумышленники" применили устройство для глушения сигнала. Создаваемые им помехи не дают возможности сигналу добраться от автомобиля до устройства в кармане владельца.
Тем не менее в охранном предприятии Алексея Трошина уже зафиксировали факт угона. Бригада немедленно выехала на поиски угнанной машины, а сотрудники в офисе начали работу по её пеленгации.
— По данным радиоконтроля, есть вероятность подавления радиосигнала, — сообщил Алексей Трошин.
Однако полностью подавить радиосигнал не удалось, и через два часа "хорошие парни" добрались до автостоянки, на которой, по данным радиопеленгации, был спрятан автомобиль. Там "полицейские" обнаружили "злоумышленников", однако самой машины не было и следа.
Алексей Трошин пожаловался Лайфу, что команда "угонщиков" играла не по правилам:
— По факту угона служба связывается с автовладельцем и выясняет, действительно ли это угон или это владелец что-то делает со своим авто. В данном случае с владельцем связаться не удалось и не поступило заявлений в правоохранительные органы. Мой посыл — если ваш автомобиль был угнан, он должен быть максимально быстро найден, и для этого его хозяин должен сделать первое и второе. Мы всегда работаем в тандеме с правоохранительными органами, которые знают, что нужно делать в данной ситуации. Наши действия параллельны в такой ситуации, — рассказал Трошин.
Он также рассказал, что главное в наше время — не предотвратить угон автомобиля, а сделать его невыгодным для злоумышленника.
— Если мы говорим об угоне "Киа-Рио" — нет смысла привлекать многомиллионные затраты на угон такого авто, чтобы получить его на запчасти. Основная задача владельца — сделать невыгодным для угонщика угон транспортного средства. Это основное. У нас не стояла задача не допустить угона, мы изначально устанавливали самую простую систему. Стояла задача — искать автомобиль, и мы шли правильным путём.
Алексей Калинин рассказал, что, по его мнению, нужно установить в автомобиле, чтобы угонщик ни за что не смог его вскрыть:
— Первое, что нужно сделать — закрыть доступ в салон. Для этого нужны дверные блокираторы и бронированные стёкла, которые не разобьёт ни один камень, — посоветовал Калинин.
Кроме того, он порекомендовал автовладельцам обзавестись специальной меткой, без которой нельзя снять охрану периметра машины.
— Если владелец приходит к авто, он должен иметь метку, затем ввести код вторичной авторизации — тогда отключается периметр охраны.
Кроме того, нелишней, по мнению Калинина, будет и скрытая камера с функцией фотофиксации и моментальной отправки материалов автовладельцу — её необходимо установить внутри салона. И в завершение такого "тюнинга" нужно удалить цилиндр для ключа — чтобы вообще исключить возможность механически открыть машину.
Впрочем, эту систему защиты полностью раскритиковал Алексей Трошин:
— Их система ещё менее защищена от разных устройств радиоподавления!
В конце концов, машина была найдена через 3,5 часа гонок и поисков. Быть может, в современном мире действительно нет возможности предотвратить угон полностью. Но найти машину в первые часы угона с помощью специалистов или же сделать автомобиль непривлекательным для злоумышленников — вполне реально.