Производитель Durex выиграл на уходе марки с рынка презервативов
Фото: © Shutterstock Inc
С мая презервативы марки Durex не продаются в России, потому что у их производителя — британской компании Reckitt Benckiser — есть проблемы с документацией. При этом, по данным агентства DSM Group, которое мониторит продажи в аптеках, компания не потеряла в деньгах, потому что другой её бренд — Contex — увеличил с тех пор свою долю на рынке в 1,5 раза. Также во время отсутствия Durex подросли продажи Sico и Vizit — брендов немецкой компании CPR Produktions-und-Vertriebs GmbH.
В начале мая аптечные сети получили от Росздравнадзора распоряжение о том, что презервативы Durex нужно снять с продажи. Оказалось, они не зарегистрированы в установленном порядке.
В Reckitt Benckiser пояснили: регистрация была, но без указания конкретных вариантов исполнения (Classic, Extra Safe и т.д.), и много лет всё было в порядке. Но появились новые правила, по которым варианты нужно указать. Что ж, отправили на экспертизу. 8 августа глава Росздравнадзора Михаил Мурашко сообщил, что презервативы Durex всё ещё эту экспертизу проходят, не уточнив сроков окончания.
Больше половины рынка по-прежнему у Reckitt Benckiser
Однако в деньгах компания Reckitt Benckiser за это время не потеряла. Durex не исчез совсем из аптек: разрешено продавать наборы Magic Box (у них есть все нужные документы). Durex просто спустился со второй строчки на седьмую. Кроме Durex у компании есть ещё более успешный бренд — Contex. И, когда возникли проблемы у Durex, Contex стал продаваться значительно лучше.
В первом полугодии 2016 года Durex и Contex занимали 58,8% российского рынка презервативов (39,7% — Contex, 19,1% — Durex). В июле общая доля выросла до 60% (59,7% — Contex, 0,3% — Durex).
Если смотреть выручку от продажи презервативов, то Reckitt Benckiser даже преуспела. В апреле выручка составляла 2,1 млрд рублей, а в июле — 2,2 млрд рублей.
Вероятно, сыграло роль и то, что спрос на презервативы в целом увеличился. В апреле было продано через аптеки 118 млн упаковок, в июле — 142 млн упаковок (в деньгах рынок вырос с 2,8 млрд рублей до 3,2 млрд рублей). Как говорят эксперты рынка, в кризисные времена люди больше заботятся о контрацепции. Так они экономят. Ведь лечение от заболеваний, которые передаются половым путём, и рождение ребёнка — это в том числе финансовые затраты.
Другим тоже выгодно
В отсутствии Durex усилила свои позиции компания CPR Produktions-und-Vertriebs GmbH — производитель презервативов Vizit и Sico. Vizit в топ-10 поднялся с третьей позиции на вторую (доля увеличилась с 18,4 до 19,9%). А Sico увеличил долю с 7,3 до 8,9%. Выручка компании также выросла: по Vizit — с 39 млн до 51 млн рублей в месяц, по Sico — с 17,6 до 28,4 млн рублей в месяц. То есть производитель увеличил выручку в целом на 23 млн рублей.
— Люди стали искать замену Durex, — говорит генеральный директор DSM group Сергей Шуляк. — Этой ситуацией воспользовались конкуренты.
При этом он объяснил, почему Contex был и остаётся лидером рынка.
— Здесь огромная роль рекламы, — сказал он. — Потребитель чаще берёт то, что на слуху, о чём ему рассказали. Это раскрученный мировой бренд.
Бренд в действительности трудно назвать нераскрученным, но при этом сейчас рекламы Contex на телевидении, где самая массовая аудитория, нет.
— Согласно данным TNS, в 2016 году в телевизионном эфире присутствовала только реклама презервативов бренда Durex, — сказал руководитель департамента продуктивности и оценки медиазакупок OMD OM Group Андрей Скородумов. — Так что в данном случае на продажи других конкурентов отлично повлиял именно уход главного конкурента, а не маркетинговые кампании остальных.
При этом сразу после запрета на продажи Durex в аптеках производитель свернул рекламную кампанию на телевидении.
В топ-10 пришли новички, но фанаты Durex ждут Durex
Из топ-10 исчезли марки Sitabella и "Гороскоп любви" (они занимали менее 1% рынка). Зато появились два таких же скромных новичка. Это американские кондомы Life Styles, а также презервативы "Распутин" (9-е место). Название последних придумано явно для российских потребителей, хотя делают их за рубежом — индийская Cupid Condom.
У Durex в России есть свои фанаты. Как рассказал Лайфу администратор "Презервативной лавки" Пётр Головко, покупатели каждый день спрашивают, когда вернётся этот бренд.
— Кстати, эти презервативы гораздо больше по размеру, чем все остальные. Может быть, причина и в этом, — предположил Пётр. — Взамен приходится неизвестные марки предлагать, например "Виталис", "Окамото".
По его словам, качество презервативов обычно соответствует их цене.
— Латекс практически везде одинаковый, — сказал Пётр. — Есть разница, правда, в толщине. Конечно, чем тоньше, тем лучше. Но главное различие — смазка.
По его словам, производители дешёвых презервативов экономят на смазке, что может вызывать неудобство при использовании.
— Но вообще всё дело в индивидуальных ощущениях и в привычке, — подытожил администратор "Презервативной лавки".