Главная выставка осени: Рафаэль в Пушкинском музее
11 работ великого итальянца впервые приехали в Россию. Выставка открывается сегодня и проработает в Музее изобразительных искусств до 11 декабря 2016 года. Очереди уже стоят.
В Москву на экспозицию "Рафаэль. Поэзия образа" привезли восемь живописных полотен и три рисунка из собрания галерей Уффици во Флоренции и других итальянских музеев. Три работы посвящены религии — "Мадонна с младенцем", "Святая Цецилия" и "Ангел"; остальные — портреты: знаменитый автопортрет художника в юности, "Немая" из Национальной галереи Марке и портрет Элизабетты Гонзаги.
Билеты на выставку продаются как в кассах музея, так и онлайн.
Рафаэль Санти — традиционно один из самых почитаемых в России западных художников. Например, писатели Лев Толстой и Фёдор Достоевский в своих кабинетах вместо икон держали репродукцию "Сикстинской Мадонны", считая её вершиной религиозного живописного творчества. Мало кто уже помнит, но именно "Сикстинская Мадонна" после Второй мировой войны хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве, откуда была вывезена на историческую родину только в 1955 году.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак уверена, что стены музея Рафаэля "помнят" и место для его выставки в России выбрано самое подходящее.
— Эта выставка не просто набор полотен, в ней есть некая идея, смыслы, которые обращают нас и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом, и на русскую в частности. Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Так вот, главная история, чудо, заключается в том, что в сложных условиях нам таки удалось её организовать, в краткие сроки и на высшем уровне, — сказала Марина Лошак, имея в виду сложности с вывозом картин, которые пришлось застраховать на беспрецедентные 500 миллионов евро.
На стенах выставки кроме картин Рафаэля разместили стихи его современников — поэтов и друзей художника, а также его отца. Как и все титаны Возрождения, Рафаэль и сам увлекался поэзией (помимо живописи и архитектуры), поэтому на экспозиции нашлось место и его собственной лирике.
По словам директора галерей Уффици, предоставивших большинство работ для московской выставки, Айке Шмидт, отличительной чертой экспозиции является внимание к личности человека, которую наиболее полно проявил в своём творчестве именно Рафаэль. Шмидт сравнил впечатления от картин Рафаэля с художественным приёмом Тарковского в фильме "Солярис":
— Если зритель внимательно всмотрится в портреты Рафаэля, то он увидит не просто живых людей, но он увидит их мыслительный процесс. Таким образом Рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни. Как в сцене "Соляриса", когда долгие минуты перед зрителем выплывают герои, которые ничего не делают, — это их образы, смена портретов, которые надо созерцать.
Замминистра иностранных дел России и бывший посол России в Италии Алексей Мешков отметил, что пример организации этой выставки показывает: в непростые времена в России и Европе именно взаимное доверие позволяет вывозить гениальные вещи в чужую страну и не бояться, что они вернутся на родину.
Отметим, что выставка Рафаэля открывает особенный, итальянский, сезон в России. Это и гастроли театра "Ла Скала", и уникальные работы Рафаэля в ГМИИ, а также открывающаяся там же 20 сентября выставка великого итальянского художника-гравёра XVIII века Джованни Баттиста Пиранези.