Иллюзия прозрачности: кому и зачем нужна стеклянная архитектура?
Недавно в Китае был открыт самый высокий и длинный стеклянный мост в мире. После недели работы он был закрыт китайскими властями на неопределённое время из-за небывалого наплыва туристов. Любые стеклянные сооружения, будь то мосты, оранжереи или небоскрёбы, неизменно притягивают к себе внимание публики из-за сочетания лёгкости и прочности, прозрачности и вместе с тем способности скрывать то, что происходит внутри. О том, как появилась идея стеклянной архитектуры и почему она до сих пор остаётся привлекательной, в сегодняшнем материале Лайф #Дом.
История хрупкости
В своей природной, нерукотворной форме стекло ценилось ещё доисторическими людьми как материал для изготовления предметов роскоши. Обсидиан из застывших вулканических пород и фульгурит, образованный при ударе молнии в песок, использовали для вытачивания украшений, посуды и оружия. Вскоре после появления первых стеклодувных мастерских техника изготовления стекла распространилась по всей Римской империи, а введение диоксида марганца позволило сделать стекло прозрачным.
Использование стекла в архитектуре долгое время ограничивалось конфликтом функций: несущие стены должны быть выполнены из максимально прочного материала, а стекло, так необходимое для освещения помещений, было слишком хрупким и угрожало прочности конструкции.
Ситуация изменилась с началом промышленного производства стали в XIX веке и появлением железобетона, в 1897 году запатентованного Жозефом Монье. Теперь, когда стена многоэтажных зданий необязательно должна поддерживать пол, возможности использования стекла в оформлении фасадов расширились. Красота и изящество материала предоставляли почти неограниченный простор для архитектурной фантазии, но разом отказаться от привычной концепции фасада пока было нелегко. Стеклянная архитектура всё ещё выглядела экзотично и дорого.
От оранжерей ко дворцам
Стекло прошло долгий путь от первых окон к ленточному остеклению и дальше, к универсальным конструкциям застеклённых фасадов городских зданий.
Новаторским архитектурным решением, выходящим за пределы принятых в то время строительных практик, стал "Хрустальный дворец", построенный в 1851 году в Лондоне специально для Первой всемирной промышленной выставки. Проект дворца, выигравший в конкурсе из более чем двухсот проектов, подготовленных профессиональными инженерами и архитекторами, был выполнен малоизвестным тогда садовником Джозефом Пакстоном, до того строившим стеклянные оранжереи. Незаурядное конструктивное решение дворца лучше других представленных проектов удовлетворяло предъявленным требованиям: павильон из чугунных колонн и ферм с застеклёнными панелями стал первым в мире крупным металлокаркасным зданием со стеклянными стенами.
Архитектура стеклянных павильонов и оранжерей XVIII—XIX веков несла в себе идею единения с природой и естественной жизнью. К концу XIX — началу XX века вместе с очередным всплеском утопий в литературе здания из стекла стали ассоциироваться с жильём будущего.
Решающим изменением, открывшим дорогу широкому применению стекла в строительстве в современном понимании, стало изобретение триплекса (многослойного стекла), закалённого стекла (в 1930-х годах) и собственно флоат-процесса, позволявшего получать высококачественное плоское стекло (в 50-х годах). Впервые стекло стало использоваться в качестве материалов для несущих конструкций. Ярким примером такого здания может послужить построенный в 2001 году из флоат-стекла, накрытого деревянной крышей, павильон Talus du Temple во Франции.
Смотреть сквозь стены
По мере эволюции строительных технологий расширялась площадь остекления магазинов, оранжерей и прочих нежилых зданий. Однако делать прозрачными стены в жилых домах никто не торопился. И так продолжалось вплоть до 1931 года, пока в Париже не был построен Стеклянный дом (Maison de Verre). Выполненный из стали, стеклоблоков и стекла, с честными и ясными линиями, он сразу же стал местом притяжения как для обывателей, так и для профессиональных архитекторов. Его выложенные из полупрозрачных стеклоблоков стены стали первым шагом на пути к обилию света и воздуха в жилых домах.
Стеклянные торговые центры, офисы, театры и музеи определяют лицо современного мегаполиса. Стремление к расширению границ и свету переросло в архитектурную показную открытость и честность. Использование в интерьерах офисов стеклянных перегородок, дверей и мебели, призванных привнести ощущение чистоты и свободы, зачастую оказывает подавляющий эффект и создаёт впечатление постоянного наблюдения и контроля.
Начиная со второй четверти XX века стекло ассоциировалось с будущим и новым типом человека. Так, на протяжении 1919—1920-х годов имела место переписка зодчих, инициированная немецким архитектором Бруно Таутом, которая вовлекла в себя ещё двенадцать архитекторов и стала основой для архитектурного экспрессионизма в Германии.
Переписка и совокупность идей, выработанных в её ходе, получили название "Стеклянная цепь". Первым зданием, в котором воплотились эти идеи, стал так называемый стеклянный павильон (Glaspavillon), построенный Таутом для ассоциации немецких стекольных промышленников на выставке Немецкого веркбунда в Кёльне. Таут называет готические кафедральные соборы предтечей стеклянной архитектуры и полагает основной целью использования стекла избавление от монументальности.
От идеи прозрачности к стеклянным небоскрёбам
Ощущение обнажённости, неизменно присутствующее в стеклянных офисах, имеет и другую сторону. Яркий пример тому — дом немецкого инженера Вернера Зобека House R-128. Это стеклянная башня, где даже внутренние перегородки сделаны из стекла и лишь туалеты и душ непрозрачны, а кровати накрыты светонепроницаемыми пологами. Говоря о своём жилище как о модели дома будущего, Зобек всё же делает оговорку о том, что архитектура футуризма, по его мнению, не только за прозрачными домами, и надеется, что она не сведётся к моностилю.
Одним из самых узнаваемых стеклянных небоскрёбов можно назвать сорокаэтажную башню Сент-Мэри Экс 30, которую местные жители называют "Огурец". Здание было построено в 2004 году в Лондоне, и при его проектировании архитектор Норман Фостер хотел добиться максимально естественного освещения и естественной вентиляции.
Также примечательна Башня Банка Китая, построенная в Гонконге в 1989 году. Её особенность не столько в футуристическом дизайне, привлекающем множество туристов, сколько в том, что план её постройки был согласован с принципами фэншуй. Снаружи 72 этажа башни оформлены квадратами и треугольниками, которые заполнены зеркальными стёклами, что делает её похожей на кристалл.
Взгляды на современную архитектуру немецкой компании по производству стекла Glaskoch можно понять, увидев фасад здания, в котором расположен её выставочный павильон с конференц-залами.
Павильон "Стеклянный куб Леонардо" был построен в 2007 году. Его фасад представляет собой слияние кубовидной стеклянной оболочки строгой формы и полимерной конструкции, связывающей фасад и ландшафтную архитектуру в единое целое.
Тенденция, которую разделяет большинство современных архитекторов, — забота об экологии, что подразумевает использование экологичных материалов при постройке зданий, снижение потребления энергии путём перехода на солнечные батареи и оптимизации ширины оконных проёмов, отсутствие выбросов в атмосферу и утилизацию строительного мусора. При этом производство таких домов всё ещё очень дорогостоящее, поэтому в ближайшее время люди с большей вероятностью будут строить небоскрёбы исходя из принципов удобства, а не экологии.